При том, что сценарную основу двухчасового видеоповествования составляет материал, какой иначе, как хрестоматийным и не назовёшь, в нём много, скажем осторожно, неожиданностей – приятных и совсем наоборот. Авторы постарались, чтобы не смотрелся их труд пресной экранной лекцией. Тщательно отобранную фактуру вполне доходчивого и внятно звучащего текста ведущего оживляют летописные миниатюры, крупные планы иконных ликов, фрагменты храмовых росписей, старинные гравюры, карты городской планировки. Прибавим к этому документальную кинохронику и эпизоды художественных фильмов (например, из киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир»).
По первым впечатлениям не выглядят чужеродными и деликатные попытки костюмной реконструкции на темы средневековой истории Ярославля. Короткие игровые сцены, действующими лицами которых становятся стрельцы из государевой свиты или делопроизводители из приказов «Совета всея земли» времён «ярославского стояния» ополченцев Минина и Пожарского, введены в сюжетную канву с таким чувством такта, что вопросы типа «а зачем это нужно?» по ходу просмотра не успевают возникнуть даже у самых придирчивых зрителей.
Жанру видеоэкскурсии по древнему городу, где история и современность зримо связаны сквозной интригой, авторы следуют до конца. В стоп-кадрах ведущего на набережных, на волжской Стрелке, у настенных росписей церквей Ильи Пророка и Иоанна Предтечи или на подворье заложенной повелением Петра I Ярославской Большой мануфактуры безотказно срабатывает эффект нашего присутствия в иных исторических временах – к нему-то как к главной творческой цели, судя по всему, и стремились авторы фильма.
При этом стараются они не упускать возможностей обострить зрительское восприятие за счёт малоизвестных для широкой публики деталей. На такие выразительные штрихи особенно повезло главам с рассказом о городских слободах, о пребывании в Ярославле в 1613 году будущего первого выборного царя Михаила Романова, о зачинателях русского театрального дела Фёдоре Волкове со товарищи.
В последней из названных глав находим интересные и для самых сведущих знатоков старины напоминания о том, почему именно в Ярославле был похоронен смертельно раненый под Азовом сподвижник Петра Фёдор Троекуров, где на фасаде Знаменской башни вывешивали для обозрения горожан образец кафтана европейского покроя и какой (актуальный и для наших дней) девиз – «Слава трудом рождена» – можно прочесть на торговой марке первых владельцев ЯБМ Затрапезновых.
Правда, как раз нашим дням, ХХ веку, советской истории повезло в фильме заметно меньше. Авторы знакомят нас с деятелями революции Вячеславом Менжинским, сотрудником редакции «Северного края» в 1904 – 1905 годах, и Николаем Подвойским, отдают дань уважения знаменитому певцу Георгу Отсу, чья карьера начиналась концертами в ярославских госпиталях, и, конечно, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Не оставлены без внимания и такие действительно значимые достижения молодой республики Советов, как получение в Ярославле первого в мире синтетического каучука, строительство комплекса производств ЯРАКа – резиноасбестового комбината, выпуск первой советской трёхтонки и первого троллейбуса.
Однако, и особенно по контрасту с полновесными страницами древней и дореволюционной истории Ярославля, современность представлена в фильме в общем-то фрагментарно и однотонно. Так, например, сведения об «Арене-2000» или о новых крупных торгово-развлекательных центрах вряд ли, на наш взгляд, компенсируют трудно объяснимое умолчание авторов о проекте восстановления на Стрелке Успенского собора.
Тем не менее столь смелая попытка раскрытия в популярном видеоочерке «тайны тысячелетия» одного из старейших русских городов вызовет несомненный интерес не только у тех, кого мы называем простыми горожанами (кому, собственно, фильм прежде всего и адресован), но и в кругу специалистов – школьных учителей, вузовских исследователей, музейных хранителей. К слову, диск продаётся в офисе ООО «РПФ «Европа Плюс», в киосках ярославских музея-заповедника, художественного, истории города и Угличского историко-архитектурного и художественного.
Вот что в качестве комментария к премьере, состоявшейся в редакции «Северного края», услышали мы о замысле проекта от его инициатора Ольги Милановой:
– Наверняка не открою ничего нового, если скажу, что без знания истории своего Отечества, которая начинается от крыльца родного дома, храма вашего прихода, с улицы, где выросли, невозможно быть гражданином России, заботиться о её будущем, рассуждать о национальном самосознании, сохранять единство нации. Когда мы снимали этот фильм, то думали прежде всего о молодёжи, о неименитых горожанах, независимо от рода их занятий. Они – самые главные наши зрители. Может быть, познакомившись с этой работой, кто-то из них захочет с авторами поспорить или дополнить нас, кто-то – узнать свою родословную, обратиться в архивы, чтобы выяснить, не причастны ли и их предки к «тайне тысячелетия» родного Ярославля.