В режиссёрском активе Сергея Пускепалиса уже значатся несколько спектаклей по произведениям Слаповского, поставленные им в разных театрах страны: «От красной крысы до зелёной звезды», «Уезжаю», «Двадцать семь», «Блин-2». Отныне имя драматурга Слаповского пропишется и в репертуарной афише театрального Ярославля. Хотя широкой публике этот драматург более известен в качестве автора сценария телевизионных сериалов «Участок» и «Остановка по требованию», фильма «Ирония судьбы-2».
«Бедный миллионер» – пьеса, жанр которой определяется как наивный трагифарс. Это история о нас с вами, современных россиянах, однако показана она глазами далёких потомков, жителей XXIX века. Пускепалис ставит её фарсово, под острым, немного искажённым углом – так, что все персонажи выглядят несколько чудаковатыми. Главный герой – миллионер Шварцман-Белов (актёр Владимир Майзингер). Он достиг всего, о чём мечтает большинство людей: деньги, влияние. Но счастья у Белова нет. Пытаясь обрести внутреннюю гармонию, он отказывается от богатства.
Действие спектакля «Бедный миллионер» разворачивается на фоне многогранной полупрозрачной инсталляции, в нишах которой будут постоянно меняться огромные фотографии с запечатлёнными символами человеческого благополучия: красивыми машинами, загородными особняками, дорогими безделушками и прочими грошовыми ценностями дня сегодняшнего. Такое неожиданное сценическое решение придумал художник Эдуард Гизатуллин.
Исполнитель главной роли Владимир Майзингер – пока ещё новое имя для ярославского зрителя. Он поступил в труппу Волковского в начале этого сезона по приглашению главного режиссёра театра Сергея Пускепалиса и директора Бориса Мездрича. Каждый из первых лиц театра в своё время работал в Омске, о творческом потенциале Владимира Майзингера знали не понаслышке, оттого и пригласили ведущего актёра Омской академической драмы стать «волковцем». Владимир признался, что они с женой (Елена Шевчук – актриса и отныне тоже в труппе Волковского) долго раздумывали над предложением переехать в Ярославль: ведь им пришлось сменить в одночасье и обжитое место, и дом, и среду обитания.
– Привлекло именно то, что Волковский театр не стоит на месте, развивается, – объясняет Владимир Майзингер причины, склонившие чашу весов в пользу города на Волге. – В актёрской работе каждый день должно происходить нечто новое, тогда это и есть творчество.
Хотя Владимир Майзингер и сам имеет режиссёрский опыт (ставил в основном спектакли детского репертуара в театральной студии), но придерживается того мнения, что «режиссёр должен умереть в актёре».
– И своим ученикам я всегда говорил, что они должны требования режиссёра выполнять, но так, будто сами этого очень хотят, – считает Майзингер.
В этом сезоне Владимир Майзингер уже сыграл в спектакле «Чёртова дюжина» в постановке Александра Кузина, а в «Бедном миллионере» ему предстоит выйти на первый план.
– Я надеюсь, что в этом спектакле зрители увидят не просто забавную историю из жизни сказочного миллионера, но сатиру на нашу нынешнюю жизнь, – говорит режиссёр Сергей Пускепалис. – Мы смеёмся и задумываемся, и привычная жизнь кажется нам и смешной, и странной, и грустной. Я надеюсь, что у нас получится искренний разговор со зрителем. Разговор о главном.
Этому «разговору о главном» должен поспособствовать вот какой момент: в программку к спектаклю будет вложен листочек с текстом Всеобщей декларации прав человека. Ознакомившись с этим документом (подсказка – обратите внимание на статью под номером 1), зрители поймут, что заставило миллионера Шварцмана-Белова совершить все те поступки, что он совершил.
Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Всеобщая декларация прав человека.