«За высокое служение театру» – эти слова, начертанные в наградной грамоте Вячеслава Юнина, можно без доли сомнения адресовать каждому из лауреатов, поднимавшихся на сцену в день открытия XI Международного Волковского фестиваля. Премии Правительства Российской Федерации имени Волкова были вручены Новосибирскому академическому драматическому театру «Красный факел» и Хакасскому национальному театру кукол «Сказка» из Абакана. Народный артист России, художественный руководитель Казанского драматического театра имени Качалова Александр Славутский (на снимке в центре), третий лауреат премии Волкова 2010 года, в свой черёд, одобрительно и в тоже время иронично отозвался в адрес Министерства культуры:
– Хорошее это дело – награждать тех деятелей культуры, кто творит за Садовым кольцом, – и добавил: – Вкладывать сегодня в искусство сродни долговременному вкладу в генофонд русского народа. Это зачтётся свыше.
Кроме многочисленных спектаклей устроители подготовили для участников фестиваля и его зрителей неожиданный подарок: в холле второго этажа открылась необычная выставка «Костюмы коронованных особ на подмостках Волковского театра». Её авторы – заведующая музеем Волковского театра Ирина Козлова и художник-экспозиционер Валерий Зуб. В экспозиции – сценические наряды герцогинь и королев, полководцев и императоров, многим из этих пышных одеяний, хранящихся в запасниках театра, уже более полувека. Когда-то в них блистали ведущие актёры Первого русского Николай Кузьмин, Сергей Ромаданов, Феликс Раздьяконов, Наталья Терентьева. Внимательные, пристально следящие за всеми подробностями жизни Волковского театра зрители-старожилы, точно старых приятелей, приветствовали роскошные туалеты из спектаклей «Фёдор Волков» Николая Севера, «Царская охота» Леонида Зорина, охотно фотографировались в музейной экспозиции.
Уже первый фестивальный вечер, завершившийся показом лермонтовского «Маскарада» в постановке хорошо известного ярославцам молодого режиссёра Новосибирского «Красного факела» Тимофея Кулябина (на подмостках Волковского он поставил спектакль «Кармен»), продемонстрировал настрой театрального сообщества на возвращение современного театра из легковесной однодневной антрепризы в русло серьёзной драматургии и продуманных, хоть порой и провокационных, режиссёрских концепций.