четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 20 октября 2010

«Да, наша жизнь текла мятежно…»

14 сентября остановилось сердце Николая Николаевича Пайкова… Совмещая интенсивную преподавательскую деятельность в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского с организацией ежегодных Васильевских чтений, опекая молодых филологов и скрупулёзно изучая творчество современных авторов, он работал буквально на износ. Делом всей жизни учёного-новатора было возвращение нам подлинного, без наносного ура-патриотизма, Николая Алексеевича Некрасова.

 

автор Владислав ШАШКИН

 

Много сил и времени специалист всероссийского масштаба посвятил изданию сборника материалов V и VI Некрасовских юношеских чтений, состоявшихся в 2008 и 2009 годах на базе городской юношеской библиотеки им. Н. А. Некрасова. К сожалению, книга «Некрасовское наследие – юношеству» стала прощальным напутствием Николая Николаевича молодому поколению читателей и писателей.

Представленные в сборнике доклады участников чтений касаются самого широкого круга вопросов: белых пятен в биографии поэта, сложных взаимоотношений с единомышленниками и собратьями по перу, нюансов некрасовского мировосприятия, фольклорных интонаций в его творчестве и т. д.

Взвешенным «научно-нескучным» стилем Николай Пайков излагает историю создания поэмы «Несчастные». «…Некрасовым был задуман ни много ни мало целый поэтический роман о герое времени, от которого в заключительном тексте остались только на живую нитку сшитые первая и последняя главы. Четыре срединные и едва ли не самые дорогие для автора главы оказались опущены». Об этом замысле свидетель­ствуют не только признания поэта, отражённые в частной переписке, но и весь личный опыт провинциала, отправившегося завоёвывать столицу: с достоверной точностью описывает Николай Пайков полуголодное прозябание молодого Некрасова в недружелюбном Санкт-Петербурге (даже по прошествии нескольких десятилетий ярославская «глухомань» осталась для поэта единственной «милой землёй»).

Большим подспорьем в понимании противоречивой натуры Некрасова являются мемуарные источники. Вера Гусева не только сопоставляет мнения, которые высказывали Николай Чернышевский, Пётр Боборыкин, Алексей Суворин, Владимир Ленин и другие известные авторы, но и приводит воспоминания одного из егерей, сопровождавших поэта на охоте.

Благодаря Григорию Красильникову, обобщившему публикации начала XX века, мы знакомимся с крестьянином Эрастом Торчиным, который служил у Алексея Сергеевича Некрасова старостой в усадьбе Грешнево. По словам Эраста Максимовича, маленький Коля был шаловливей и непослушней своих братьев и сестёр: «часто убегал в лес, в поле, на псарню, к крестьян­ским детям, чем сердил отца».

Людмила Гасанова повествует о впечатлениях, которые производила на поэта музыка. В молодости ему довелось услышать игру крепостного оркестра, в зрелом возрасте он вёл долгие беседы с композиторами, восхищался итальян­ским тенором Джованни Рубини и французской оперной певицей Полиной Виардо.

В совместном исследовании Елены Корневой и Николая Пайкова не просто указываются точки соприкосновения поэтических галактик Николая Некрасова и Аполлона Григорьева, но раскрываются онтологические причины такого «пересечения». Для каждого из них судьбоносной стала встреча с Северной Пальмирой: «Индивидуальные мотивы отрицания у того и другого могли не совпадать, но пафос гуманистического осуждения, романтическая энергетика и драматизм потрясения фундаментальных ценностей личности у обоих лириков одни и те же». Другим общим лейт­мотивом их поэзии выступает «борьба – с жизненными обстоятельствами, с окружающей пошлостью, между разумом и чувством».

Яна Морозова поднимает непростую тему историзма в творчестве Некрасова, демон­стрируя метаморфозы в авторском ощущении дыхания времени. На примере стихотворений «Железная дорога», «Горе старого Наума», «декабристских» поэм и других произведений обосновывается вывод о том, что поэт двигался к показу смысла истории через восприятие и переживание отдельного человека.

Николай Пайков и Мария Морозова заостряют внимание на сюжетологическом приёме воспоминаний. Некрасов нередко погружал своих героев в атмосферу ностальгии по ушедшей юности и былому счастью. Увы, далеко не во всех случаях эта рефлексия помогала достойно выдержать удары судьбы.

Екатерина Зеленкова по-новому раскрывает глубоко символический образ Волги в лирике Некрасова, убедительно доказывая, что поэт вписал в «волжский текст» нехарактерный для той поры «отрицающий» фрагмент. И тем не менее Николай Алексеевич сохранял надежду на то, что «река рабства и тоски» вновь станет «светлой и величавой».

Аргументированно рассуждая об элементах фантастики в творчестве поэта, Николай Пайков и Владимир Иванов в качестве их истоков называют народно-сказочную традицию, христианскую мистику и школу романтизма. Но некрасовская лирика представляет собой явление уже реалистической эпохи, и потому «фантастическое призвано выступить знаком надличного и наджитейского в жизни человека».

Людмила Климова призывает нас не забывать о тех несгибаемых, истинно «некрасов­ских» женщинах, с именами которых тесно связана история народной бесплатной библиотеки Ярославля – ныне юношеской библиотеки

им. Н. А. Некрасова. Так, внучатая племянница поэта Елена Александровна Андреева в годы Великой Отечественной войны служила в истребительном полку, в боях за Ригу была тяжело ранена и перенесла ампутацию руки и ноги, а после Победы вернулась в Ярославль и стала активно заниматься общественной работой, постоянно участвовала в некрасовских вечерах, рассказывала юным читателям о подвиге наших солдат…

Несомненно, некрасовская поэзия никогда не перестанет вызывать неподдельный интерес. А дело, начатое Николаем Николаевичем Пайковым, обязательно будет продолжено.

 

Читайте также
  • 08.12.2012 Разноликий Некрасов Ярославскому музыкальному училищу (колледжу) им. Л. В. Собинова выпала честь открыть нынешнюю юбилейную некрасовскую декаду вокальным вечером на стихи поэта.
  • 01.12.2012 Началась подготовка к юбилею НекрасоваС началом Рождественского поста те ярославцы, кто уже вышел на дорогу к храму, но в церковь пока ещё не ходит, тоже могут сосредоточиться на душе, если
  • 10.12.2011 Строки, помогающие жить Праздничным вечером в Собиновском зале филармонии с участием народного артиста РФ Вениамина Смехова сегодня отметят юбилей поэта земляки Некрасова. Она,
  • 05.07.2011 Он лиру посвятил народу своему К вечеру, когда на поэтической поляне и на парадном дворе в Карабихе всё стихло, когда разошлись и разъехались по домам гости, один гость остался. Зовут
  • 30.06.2011 Некрасова можно разгадывать всю жизнь Приближается Некрасовский литературный праздник (о его трёхдневной программе «Северный край» рассказал во вчерашнем номере в публикации «Некрасов
  • 23.12.2010 «Губернаторский сад» всегда открытЗаметным событием в литературной жизни Ярославля стал выпуск областным отделением Союза российских писателей сборника «Губернаторский сад».
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Что в имени твоёмИмя города – ключ к его истории. Сотрудники Центральной детской библиотеки, что на улице Труфанова,
  • Рисуем музыку, играем живопись В детской школе искусств имени Л. В. Собинова вот уже в течение восьми лет осуществляется социально-педагогический
  • Маритана и Дон Сезар де Базан В программе абонемента «В мире прекрасных звуков» экранизация известного спектакля Ленинградского