Эти боль и недоумение – «за державу обидно!» – звучали в письмах и звонках в редакцию газеты постоянных читателей, искали ответ и сами журналисты. Обращались в дирекцию Волковского театра, к руководству города. В интервью с директором театра Борисом Мездричем («Простенького театра больше не будет» в номере от 1 сентября сего года) я коснулась проблемы приостановившегося ремонта. На что Борис Михайлович ответил:
– Что касается ремонта, то в настоящее время мы можем вести работы только в тех зонах, которые не охвачены договором, заключённым предыдущей дирекцией театра с одной ярославской строительной фирмой. Пока расторгнуть этот договор, несмотря на продолжающиеся судебные процессы, не удаётся. А непрофессионализм деятельности этой компании может увидеть любой ярославец, достаточно поднять голову и посмотреть на колосниковую коробку здания со стороны улиц Первомайской и Ушинского. Работы были выполнены два года назад без капитального ремонта кровли здания, который был в графике работ, и, конечно, уже сейчас всё сыплется. Заявляю официально: я федеральные деньги в заведомую халтуру вкладывать не буду.
Заострила внимание на этом вопросе в ходе беседы с мэром Ярославля Виктором Волончунасом и журналист «Северного» Татьяна Егорова («В период подготовки к юбилею нам многое стало понятно» в номере «СК» от 8 сентября).
– В городе много разговоров о состоянии фасадов Волковского театра. И на юбилей они такими останутся? Ваш комментарий, пожалуйста, – спросила Татьяна Егорова.
– Какие есть, такими и будут, – ответил мэр. – Здание театра – федеральная, государственная собственность. Такую работу должен делать собственник. К сожалению, фасады останутся в нынешнем виде вплоть до всех праздничных дней из-за конфликтов... Некоторые товарищи больше думают о себе, чем о Родине, хотя сегодня я о них говорить не хочу.
Решив-таки разобраться в этой проблеме и «дойти до самой сути», мы разыскали строительную фирму, на непрофессионализм которой ссылался директор театра Борис Мездрич, и задали наболевшие, интересующие всех вопросы непосредственно человеку, ответственному, на первый взгляд, за этот затянувшийся ремонт.
Оказалось, что ООО «Тауэр XXI» – далеко не новичок на строительном и реставрационном поле в Ярославской области, фирма специализируется на реконструкции и реставрации фасадов, кровли, внутренних интерьеров. Руководитель Кирилл Кучевский на вопрос, на каких ещё объектах города работала и работает в настоящее время возглавляемая им компания, не раздумывая, перечислил: Ярославский художественный музей и музыкальное училище, университеты – Демидовский и имени Ушинского, здания областной прокуратуры и суда, здания мэрии города и правительства Ярославской области... Этот список при желании можно продолжить. Здания все на виду, заказчики достойные, тут есть над чем задуматься.
– За время существования нашего предприятия – а это семь с половиной лет – не было ни одной письменной претензии к качеству наших работ, – подчеркнул Кирилл Владимирович.
С театром имени Волкова эта строительная компания сотрудничает давно: первый договор на капитальный ремонт был заключён ещё в июле 2004 года. Последний, самый крупный государственный контракт, был подписан между театром и ООО «Тауэр XXI» в марте 2008 года по результатам объявленного ранее конкурса. Этим контрактом предполагалось в течение трёх лет – с 2008-го по 2010 год включительно – капитально отремонтировать и реставрировать интерьеры театра, фасады, фундамент и кровлю здания. Цена вопроса – порядка 200 миллионов рублей из федерального бюджета.
К работам, согласно графику, строительная компания приступила в первых числах апреля 2008 года и трудилась на объекте вплоть до декабря того же года, когда, что называется, коса нашла на камень. За это время были отремонтированы часть кулуаров первого и второго этажа, фасад колосниковой коробки сценической части здания, оплачены материалы для ремонта кровли.
Тут надо уточнить вот какой момент. Подрядчик не имеет права приступить к работам, не имея на руках согласованного в Росохранкультуре проекта. Первым был согласован проект по фасадным и интерьерным работам, к выполнению которых и приступила строительная организация. В августе 2008 года был готов проект кровли, который разрабатывал Игорь Малышев из «Центра обследования зданий и сооружений». Согласно проекту, согласованному в Росохранкультуре, планировалось полностью заменить кровлю: оцинкованную сталь – на современный мембранный материал из ПВХ, были продуманы элементы подогрева, дабы избежать наледи и сосулек. По технологии, кровельные работы возможно проводить и зимой, что и было запланировано в соответствии с календарным графиком работ на конец 2008 – начало 2009 года. Но уже в ноябре 2008 года у строителей возникли серьёзные проблемы из-за того, что руководство театра приостановило выплату денег.
Сейчас, тем более со стороны, трудно судить, что явилось первопричиной разлада в деловых отношениях между строительной компанией и театром. Возможно, у нового руководства театра был совсем иной взгляд на очерёдность и собственно необходимость проведения тех или иных ремонтных работ в театре. Это прежней дирекции казалось, что важнее – фасады, им хотелось товар, то есть театр лицом показать. А новое руководство театра посчитало, что не красна изба углами, а красна пирогами, а, стало быть, актуальнее техническое переоснащение сцены. Но, как бы там ни было, строительная компания действовала согласно календарному плану работ, прилагающемуся к госконтракту, и качество этих работ принималось кроме специалистов театра авторами проекта – Юрием Козловым и Игорем Малышевым, ведущим архитектором-реставратором Семёном Новиковым, технический надзор осуществлялся представителями Министерства культуры – научно-производственной фирмой «Ресма».
Дальше, по словам Кучевского, события развивались таким образом. Для выполнения условий контракта со своей стороны «Тауэр XXI» привлёк все внутренние ресурсы – прибыль с других объектов, банковские кредиты, влез в долги, рассчитывая, что в новом, 2009 году, руководство театра расплатится за уже сделанную фирмой работу, а также выплатит аванс. Ясное дело, что при таком объёме работ и аванс, полученный в самом начале, и промежуточная процентовка, подписанная в середине лета – всё вместе порядка десяти миллионов рублей – были давно израсходованы.
В ноябре 2008 года руководитель «Тауэр XXI» Кирилл Кучевский письменно предупредил директора театра Бориса Мездрича о том, что если прямо сейчас не начать кровельные работы, то оштукатуренные фасады колосников пострадают, и все усилия пойдут, как говорится, псу под хвост. На время проведения детских новогодних ёлок строительная фирма была вынуждена прервать «не доведённые до ума» работы, намереваясь закончить их в новом году.
Январь, к сожалению, не внёс ясности в отношения. Заказчик, то есть театр, отказался оплатить аванс 2009 года, равно как и не перечислил деньги за выполненные и, главное, принятые без единого замечания (вот что действительно непонятно!) с его, заказчика стороны, работы. Строительная фирма приостановила ремонт. Логичный ход, согласитесь, кто же будет работать бесплатно, тем более, когда претензий к качеству у клиента нет?
Поскольку все письменные обращения в театр и попытки вернуть запутавшиеся отношения в лоно заключённого государственного контракта не привели к успеху, в марте 2009 года строительная компания «Тауэр XXI» обратилась в арбитражный суд Ярославской области.
– Ну, и отказались бы вы от этого контракта, раз уж настолько не сошлись характерами с заказчиком. Насильно же мил не будешь, – пыталась я понять позицию Кирилла Кучевского.
– Мы были бы готовы отказаться от этого контракта, но при условии оплаты руководством театра уже выполненных работ, – возразил руководитель строительной фирмы.
После того, как руководство театра обвинило строителей в том, что они некачественно выполнили работу, Кирилл Кучевский попытался организовать независимую экспертизу для определения состояния результатов работ по заключённому госконтракту, но театр решил провести свою экспертизу, не включив в состав комиссии представителя строительной фирмы.
На протяжении полутора лет, пока идут суды (состоялось уже семь заседаний), Кучевский писал письма – в департамент культуры Ярославской области, в Министерство культуры России, Президенту России Дмитрию Медведеву лично. В каждом письме – подробное изложение ситуации и озабоченность тем, что первый российский театр встретит 1000-летие Ярославля в таком неприглядном виде. В ходе подготовки этого материала я ознакомилась с этими письмами и была удивлена тем обстоятельством, что речь в них шла вовсе не о деньгах – только просьба помочь разобраться. Думаете, помогли? Не тут-то было.
Вот ответ из департамента культуры Ярославской области за подписью директора Ларисы Сорокиной: «Сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством департамент не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность самостоятельных юридических лиц».
Аналогичный ответ пришёл из Министерства культуры: «Директору театра... направлено письмо с предложением разобраться в финансовых взаимоотношениях с ООО «Тауэр XXI» и обеспечить выполнение всех договорных обязательств как в части проведения намеченных ремонтно-реставрационных работ, так и в части их оплаты». Позиция понятна – сами, господа хорошие, разбирайтесь, не маленькие. Круг замкнулся.
С одной стороны, все правы. И директор департамента культуры Лариса Юрьевна Сорокина, утверждающая, что конфликтующие стороны – самостоятельные юридические лица, и мэр города Виктор Владимирович Волончунас, говорящий, что здание театра – федеральная собственность, и Министерство культуры России, занявшее позицию кота Леопольда – «ребята, давайте жить дружно»: вы уж как-нибудь сами разберитесь с выполнением этого госконтракта. У строителей – своя правда: они работали и хотят получить деньги. У директора театра – своя: лично он вообще конкретно этот ремонт не заказывал, у него в планах глобальная реконструкция здания.
Что же остаётся в сухом остатке? Обшарпанное, неприглядное здание театра, который действительно для многих в России, да и в разных странах мира, является визитной карточкой Ярославской земли. Каждому прохожему, каждому гостю Ярославля, бросившему возмущённый или недоумённый взгляд на обвалившуюся штукатурку первого русского театра, справку не предъявишь: суды, дескать, идут, вот-вот разберёмся, и тогда уж отремонтируем наше общее достояние как подобает.
А что стоит, казалось бы, сесть всем за стол переговоров – и директору театра Борису Мездричу, и руководителю «Тауэр XXI» Кириллу Кучевскому, и представителям городской, областной администрации, Министерства культуры – сесть и спокойно во всём разобраться, поговорить начистоту. Ну и что, что контракт на ремонт театра подписывало прежнее руководство Волковского? Должна же существовать преемственность. Ну и что, что здание – собственность федеральная? Но стоит-то этот театр на нашей, Ярославской земле, стало быть, и область, и город так или иначе за него в ответе. У нас же получается, как в басне Крылова: письма пишутся, суды идут, а воз, то есть театр, и ныне там.
Гость | 22.10.2010 в 13:38 | ответить0
Спасибо газете, что поднимает проблему Волковского театра сегодня. Но уж как то слабенько и боязлио. Такое впечатление, что главный редактор газеты и директор театра друзья.Почему мы не спрашиваем директора театра о истинных причинах прихода в наш театр? И что заставило человека в 60 лет уйти с прежней должности, бросить Новосибирск и приехать в Ярославль.? Почему мы не спрашиваем о причинах более чем 30 человек бывших уже уволенных работников театра? Почему не спрашиваем о заработной плате нынешнего руководства театра, о финансовых расходах на содержания жилья для приглашенных артистов, режиссеров? Почему так часто и много нынешний директор театра говорит о глобальной реконструкции театра? Почему именно он переезжая их города в город подпадал, случайно конечно, именно в те города и театры, где готовились юбилеи и значит выделялись денежные средства? И конечно с успехом их осваивал.Почему не объективно директор театра отзывается о строительной фирме Ярославля.? Не потому ли, что она мешает ему начать то, ради чего он и приехал а именно начать глобальную реконструкцию театра.Почему столько нелицеприятных слов постоянно о предыдущем руководстве театра? А ведь именно Сергеев В.В. и БоголеповВ.Г.сделали столько много для будущего нашего театра.И ни кто и ни когда не называл наш Волковский ---Простеньким театром! Это оскорбительно и не этично по отношению к памяти тех людей которые работали и работают в театре. Почему традиционный Волковский Фестиваль уже носит другое имя. Зачем? Может для того что бы не осталось ни чего, что было до нынешнего директора театра? Почему нынешнее руководство города и области не смогло повлиять на Мездрича, что бы тот все же докрасил театр а не стал бы свою вину переваливать на ярославских строителей. Убеждена, в том, что не покрашеным осталось здание театра вина лично Мездрича а не Министерства культуры а уж тем более не местных властей.