– Роковая случайность, роковая неосторожность, роковая ошибка… – одним словом, рок судьбы, – охотно комментирует свою новую работу Валерий Кириллов.
Его персонаж – связующее звено между несколькими новеллами, рассказывающими о странностях и превратностях любви. «Чёртова дюжина» – так назвала свою пьесу, написанную по рассказам Аркадия Аверченко, драматург Ольга Никифорова. Вдохнуть жизнь в инсценировку приглашён известный режиссёр и театральный педагог, заслуженный деятель искусств России Александр Кузин. 30 сентября, в четверг, поклонники Мельпомены, побывав на премьере, смогут оценить новую работу волковцев.
– Тема отношений мужчины и женщины не может быть не актуальна, – считает Александр Кузин. – Что касается прозы Аверченко, то интеллигенция всегда читала и любила Аверченко потому, что он писал стильно, тонко, культурно, остро и ни грамма пошлости. Надеюсь, что нам удастся создать спектакль, достойный прозы Аверченко, то есть стильный, тонкий, культурный и далее по тексту.
Сегодня, когда драматургия не успевает за реальной жизнью, единственное спасение – это классика, считает режиссёр.
– Классика для нас как эмиграция, – шутит Александр Сергеевич. Но и сквозь интонационную лёгкость разговора чувствуется: подлинная, проверенная временем литература – это единственная отрада для художника.
Хотя вначале было слово (в смысле – пьеса, впервые она была поставлена на подмостках Омского драматического театра), Кузин с радостью принял предложение по нескольким причинам. Во-первых, потому, что любит Аверченко (некоторые его рассказы, признался, растащил на цитаты). Во-вторых, редко предоставляется возможность работать над спектаклем в тандеме с драматургом. В-третьих, Александр Сергеевич считает Волковский театр своим.
– Я люблю этот театр, люблю артистов, тем более, что сегодня в труппе работает много моих учеников. И мне кажется, что вот-вот Волковский театр, долгое время незаслуженно отодвинутый на периферию театральной жизни страны, начнёт переживать своё второе рождение. Возникают странные спектакли, скандальные постановки… Кому-то это нравится, кому-то – нет, это нормально. Главное, театр не оставляет зрителей равнодушным, – говорит Кузин.
На осторожный вопрос, чего ждать зрителю от новой постановки, режиссёр понимающе заверил, что ни сцен насилия, ни голых людей не будет. Можно назвать вещи своими именами, но совершенно не обязательно при этом их показывать, философски заметил он и выразил надежду, что у творческого коллектива, работающего над спектаклем, получится безукоризненного художественного вкуса история о любви.
В спектакле занята практически вся труппа – от корифеев волковской сцены, таких как народная артистка России Наталья Терентьева и заслуженная артистка России Татьяна Исаева, до молодых, но уже ярко себя проявивших актёров Николая Шрайбера, Алексея Кузьмина, Александры Чилин-Гири, Ильи Коврижных и многих других. Но акцент сделан на молодёжь: кому ещё, как не молодым, говорить о любви? Примечательно и то, что к работе над спектаклем привлечены молодые художники Анастасия Бугаева (художник-постановщик) и Ксения Кочубей (она отвечает за костюмы).
– Замечательно, что Волковский театр не боится доверять серьёзные постановки в академическом театре молодым. Сегодня я с удовольствием наблюдаю большой приток молодых актёров в труппу, приветствую проведение на сцене первого русского молодёжного фестиваля «Будущее театральной России»… То есть по сути Волковский театр становится первооткрывателем новых имен. В городе начинает бурлить некая молодёжная театральная среда, и это не может не радовать.
– В одном из наших интервью вы обмолвились, что считаете Ярославль нетеатральным городом. Вы изменили своё впечатление?
– Нет, остался при своём мнении. Но факты налицо: в театре появляются «первачи» – знаковые, серьёзные имёна в режиссёрской и сценографической культуре, что не может не отразиться на некой общей культурной среде города.
На работу над спектаклем у театра ушло около месяца. Такой насыщенный постановочный ритм – норма, считает режиссёр, тем более, что суть каждой из новелл он определяет как анекдот.
– Кто-то умеет рассказывать анекдоты, а кто-то, увы, нет. Надеюсь, мы будем из первых, – заметил режиссёр.