пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 22 сентября 2010

Земляничные стихи

Надежда Кудричева, молодой по возрасту автор, уже успела пополнить библиотечные полки своими сборниками, а с недавних пор выступает в качестве профессионального литератора. Поэтому к её произведениям следует относиться со всей требовательностью. Отметим также следующее: когда мы критикуем «старших товарищей», то как бы озвучиваем суровый вердикт, а в данном случае оставляем шанс на то, что наши замечания будут услышаны.

автор Андрей КОВРАЙСКИЙ

 

«Земляника» — пятая книжка стихотворений Надежды Кудричевой. И если раньше они выходили довольно часто, то между предыдущей («В такт», издательство «Ремдер», 2007) и этой была выдержана пауза, несомненно, позитивно повлиявшая на творчество поэтессы. Новый сборник разделён на девять частей, которые можно назвать циклами стихотворений (шесть из них написаны в 2008 году, остальные — в 2009-м).

Большинство произведений пронизывает чувство утраты отношений с близким человеком и желание возвращения любви: «и строчка о тебе (любимая, Любая) // настырным дятлом будет бить висок…" («Застанут времена»), «Благодарю… // за пытку памятью, // где в каждой тени — ты, // за разведённые, спалённые мосты…" («Благодарю»).

Невзирая на подобные «слезоточивые» настроения, стихи излучают оптимизм и торжество деятельного существования. Поэтесса призывает «в вихре вальса // лететь над облаками, жить спеша…" («Разделяй и властвуй»). Иногда эти «нежные» (кстати, данное слово присутствует почти в каждом стихотворении) призывы-объятия — следствие переизбытка авторских чувств — начинают прямо-таки душить читателя! Не потому ли так много повелительного наклонения в лирике Надежды Кудричевой? Действительно, налицо обилие поручений, относящихся то к процессу творчества — «пиши всё, что не досказал…" («Росток»), то к испытываемым эмоциям — «Волну к земле, // тебя ко мне // неодолимо // соль ссоры — вздор — // смири укор, // дождись прилива // и притяжению любви противоборствуй…" («Притяжение»), то к тем или иным фантасмагориям — «Ангел слёз играй, стирая грань // яви, боли, радости и сна…" («Эликсир»).

Произведения насыщены музыкальными мотивами (чего стоит только цикл-часть «Снежность», в котором нашлось место и сальсе, и румбе, и танго, и фламенко) и красками: «Ветер бился, //… растрепал ярко-пурпурных роз гобелены…" («В табор»), «Не оборви // изумрудную нить лучезарного счастья…" («Ромашка»), «На дома // струился лимонно-ментоловый вкус…" («Заморозок»), «мятной барбариской // пахнет хмель // губ бедовых и медовых…" («По Московскому проспекту»), «искристо-синим всполохом к утру // замру…" («Спираль»).

Но зачастую, стремясь высказаться как можно более «живописно», автор рождает труднопонимаемые строфы: «Сечение счастья затёрто — // полнозвучным смычком // отрезая куски именинного торта, // жизнь сжимается в ком // бесконечности…" («На окраине рая»), «Саблезубая явь // с золотыми глазами // обросла образами — // не робей — постриги…" («Оригами»). В этих произведениях вообще много словесной эквилибристики, затуманивающей подлинный смысл. Кажется, что они состоят из нескреплённых друг с другом образов и после даже лёгкого критического вмешательства эта конструкция разлетится, подобно карточному домику. Виной тому легкомысленное отношение к стихосложению, выраженное автором так: «Нот, // красок и слов нет — // шоу огней, теней // слепком ложится в блокнот…" («Ядро шторма»). Примером служат, в частности, строки из стихотворения «Карнавал»: «У моря нежности звёздные берега, // там гимн горит твоим красоте, лукавству, // кристальной честности, щедрости, доброте, // квинтэссенции праздников и утех».

Такой подбор слов чем-то отдалённо напоминает риторику зарубежных символистов позапрошлого века. К тому же в сборнике можно отыскать скромный парафраз «Альбатроса» Шарля Бодлера («Тотем») и вольное переложение «Моста Мирабо» Гийома Аполлинера. Говоря об аллюзиях в творчестве Надежды Кудричевой, можно упомянуть также обыгрывание строк Александра Пушкина и Владимира Маяковского в стихотворениях «Спокойно, фантазёр!.." и «Буги» соответственно.

Несмотря на явные шероховатости и огрехи во многих вещах, у автора есть произведения, достойные самой лестной оценки. Прежде всего их отличает точность образов, сравнений, высказываний — мысли, наконец! Посмотрим на «Тополь»: формально это белый стих, но это не мешает нам уловить его тонкое элегическое настроение: «листва не слышит старика. // И летят обрывки снов и сказок, // на мгновение расправят крылья, // превращаясь в бабочек, холодный // ветер, поиграв, бросает в грязь // тех, что были тополю отрадой, // нежностью, надеждой, лучезарной // верой…». А в стихотворении «Прости» открыто и оправданно звучит исповедальная мелодия: «Прости мне, солнце моё, прости // бешеный, бьющий наотмашь стих, // нежность, бьющую наповал, // страсти девятый вал, // вечную гонку взахлёб, спеша // жить и то, что одна душа // на двоих…». И чуть ли не кожей ощущаешь приятную лёгкость в стихотворении «Поле»: «Откуда гул? Прислушайся — шумит, // а, может, дышит поле под затылком? Пушистым одеялом — тёплой дымкой // окутывает. Невесомый миг — // уютно мама подоткнёт края // лоскутного, душистого тумана…». По-хорошему внятно исполнены те стихи, в которых описаны реально существующие предметы или местность (к числу таковых можно отнести «Набережную», «Чайку», «Яблоневую аллею»).

Итак, для Надежды Кудричевой характерно соседство «чёрного» — недоработанных опусов — и «белого» — действительно крепких стихов! Возьмём на себя смелость засвидетельствовать факт здорового творческого роста. Автору нужно лишь научиться отделять зёрна от плевел, более тщательно работать со своими текстами — и тогда действительно истинной станет строфа из стихотворения «Рассветное»:

Ветер треплет

серёжки ольхи,

лес сгорает

в пожаре рассвета дотла.

Бог простит мне стихи.

Читайте также
  • 17.11.2012 Без хорошей книги не прожить Сто лет исполнилось Березниковской сельской библиотеке, одной из старейших в Борисоглебском районе.
  • 31.10.2012 Лекарство от беды В ярославском издатель­стве «Ещё не поздно!» вышла необычная, но весьма полезная книга, где собраны стихи если не о вреде пьянства, то
  • 21.09.2012 Все переменится. Листья спадают словно девичьи одежды.Бабье лето в Ярославле завершается. В выходные метеорологи прогнозируют дожди, а с понедельника начнётся резкое понижение температуры.
  • 20.01.2010 Если душа родилась крылатойТворческий вечер аспирантки Ярославского педуниверситета Надежды Папорковой прошёл в городской Лермонтовской библиотеке. Устроительница встречи, бессменный
  • 02.12.2004 Покоя она не искала В селе Середа умерла 90-летняя крестьянская поэтесса Надежда Гладченкова. Первый сборник ее стихов был издан в Данилове всего два года назад, хотя в местной
  • 24.08.2002 Стихи со слезами пополам Сборник стихов Надежды Гладченковой издан в Данилове. Это первая книга
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • На сцену через метель Был особенно снежный день, а путь очередному десанту Ярославского отделения Российского фонда мира предстоял
  • Богата земля талантами Сотрудники дежурной части Рыбинского УВД вздрогнули от неожиданности, когда рано утром распахнулась дверь
  • Патриотическое молебствие Вчера в Ярославском художественном музее состоялась необычная презентация: впервые с 1966 года из запасников