По мотивам итальянских сказок Карла Гоцци драматург Владимир Синакевич сочинил весёлую историю, в которой действуют находчивый Труффальдино, меланхоличный принц Тарталья, добродушный король Сильвио, врач-шарлатан Леандро и множество других ярких персонажей. А «оживили» эту историю на сцене Ярославского театра кукол режиссёр Николай Боровков и художник Нелли Полякова, оба – заслуженные деятели искусств России. Это уже шестнадцатый спектакль, поставленный талантливым творческим тандемом петербургских мастеров-кукольников на ярославской сцене. Добродушная ирония авторов спектакля «Любовь к одному апельсину» придаёт старому романтическому сюжету современность, утверждая извечную ценность таких человеческих чувств, как любовь, дружба, верность.
– Спектакль получился очень нарядный, яркий и праздничный, – говорит директор театра Дмитрий Стрекалов, с которым мы беседуем о новом сезоне, и уточняет, что зрителей ожидают ещё две премьеры.
Учебный год едва стартовал, после летнего каникулярного раздолья мальчишки и девчонки с трудом втягиваются в режим трудовых будней, а мастера сцены уже приступили к репетициям новогодней истории, которой они собираются порадовать юных ярославцев в дни зимних школьных каникул. Над трогательной и увлекательной «Маленькой метелью» сейчас работают режиссёр Елена Борисова и художник Елена Береснева, обе заслуженные работники культуры РФ. А финиширует сезон большим театральным полотном – спектаклем «Алиса в стране чудес» в постановке режиссёра Сергея Столярова, уже знакомого ярославским зрителям по спектаклю «Щелкунчик».
Кроме того, в творческих планах театра – восстановление полюбившегося сотням зрителей спектакля-клоунады «Неугомонная семейка». По ставленный несколько лет назад артистом и режиссёром театра Анатолием Белковым, этот спектакль с шумным и вполне заслуженным успехом целое лето гастролировал по детским оздоровительным лагерям, а потом на протяжении двух лет был лидером репертуарной афиши: показы «Неугомонной семейки» собирали полные залы восторженной публики самых разных возрастов, спектакль стал украшением двух фестивалей.
Театр полностью готов и к выполнению своих областных задач – гастролям по различным муниципальным районам, считает директор театра Стрекалов, однако для того, чтобы эти гастроли состоялись, необходима и готовность муниципальных образований принять у себя артистов, а как показывает опыт предыдущих лет, с этим как раз и возникают трудности.
Ярославский театр кукол любим зрителями, находится на хорошем счету у профессионалов. Побывавший весной в Ярославле корифей отечественного театра кукол Виктор Львович Шрайман (режиссёр, актёр, педагог, критик, один из ведущих специалистов мира в области театра кукол) дал высокую оценку профессионализму ярославских кукольников, сказав, что «театр очень живой и находится в отличной форме».
В Ярославском театре кукол большой репертуар – больше двадцати названий, и многие из спектаклей – долгожители, сыгранные по нескольку сотен раз при полном аншлаге в зрительном зале.
– Собирается ли театр менять ценовую политику? – интересуюсь я.
– Новый сезон мы открываем со старыми ценами – билет стоит 90 рублей. На сегодняшний день театр, будучи учреждением по-прежнему идеологическим, ориентирован на зрителя, имеющего минимальные доходы. Если же в связи с переходом на новые экономические условия во главу угла вместо идеологии, нравственности будут поставлены доходы, возможно, мы будем вынуждены изменить и ценовую политику, – считает директор театра.
Согласно сформулированным задачам бюджетного реформирования, учреждение культуры должно предоставлять дополнительные платные услуги. В Ярославском театре кукол этот ресурс активизирован давным-давно. Больше десяти лет здесь успешно работает детская театральная мастерская, на занятиях которой школьники младших классов постигают азы различных театральных профессий. Этим необычным образовательным ресурсом заинтересовались не только школы Ярославля и области – на занятия театральной мастерской приезжают школьники из других городов; проект был удостоен гранта Президента России.
– Готов ли театр к предстоящей реформе бюджетной сферы? И как лично вы к ней относитесь?
– Экономическая целесообразность никогда не была сильной стороной бюджетных учреждений. Главное – безусловная безропотность. Поэтому коммерциализация бюджетной сферы – нонсенс. Нелепо хотеть, чтобы домашняя болонка добывала пропитание охотой в диком лесу.
– Что же в таком случае делать?
– Думаю, жизнь сама внесёт нужные коррективы. А именно: смещение государ ственного задания, которое устанавливает театру учредитель, с коммерческих целей на социальные. Так, в прошлом сезоне нам стали возмещать из бюджета давно практикующиеся в нашем театре бесплатные посещения детьми-инвалидами, сиротами, воспитанниками интернатов. В этом сезоне обещана покупка грузовика, на котором мы сможем перевозить декорации и значит выезжать со спектаклями в районы области, где тоже живут юные ярославцы. Боюсь сглазить, но кажется, впервые за полтора десятка лет нам дадут деньги на постановку нового спектакля.
– А на какие же деньги вы до сих пор ставили по три-четыре спектакля в год?
– За счёт так называемых «внутренних резервов». Переделываем кукол из отыгранных спектаклей, закупаем секонд-хенд в более обеспеченных театрах, не участвуем в экспериментальных постановках, коммерчески не оправданных, но очень нужных для творческого роста труппы.
– Предстоящая бюджетная реформа призвана приблизить нас к мировым стандартам. У вас есть опыт работы на Западе. Организация театрального дела там сильно отличается от нашей?
– Понятие «Запад» неоднозначно. Каждая страна живёт исходя из собственной истории, сложившихся традиций. Мы же зачастую пытаемся скопировать чужой опыт, выхватывая отдельные фрагменты из общего контекста.
– А где работать проще?
– На то, на что в Европе уходит неделя, здесь требуется год. Если там надо написать десять бумаг, то здесь сто.
– Предстоят ли театру кукол гастроли в этом сезоне?
– Шесть лет подряд мы ездили в Москву в Дом музыки, где с большим успехом играли наши музыкальные спектакли. В этом сезоне возобновим когда-то очень популярные обменные гастроли с соседями: владимирским, вологодским, ивановским и костромским театрами.
– Практически каждый год труппа театра пополняется молодыми артистами. Не измените ли традиции?
– В новом театральном сезоне зрители увидят на сцене сразу трёх талантливых выпускников нашего театрального института.
– Скоро исполняется двадцать лет вашей работе в театре кукол. Чем можете похвастаться?
– За это время выпущено более семидесяти постановок, на наших спектаклях никогда не было свободных мест, театр побывал в четырнадцати странах, дважды становился лауреатом Всемирного фестиваля фестивалей, куда приглашают только лучшие театры мира. Вот и сейчас мэр Ярославля вместе с мэрами Петербурга и Екатеринбурга приглашён во Францию, где состоится учредительная конференция ассоциации городов, имеющих лучшие с точки зрения мирового театрального сообщества театры кукол.