– Только что перед вами на пресс-конференции о новом сезоне филармонии, о концертной жизни Ярославля в году его 1000-летия говорили генеральный директор Российского концертного агентства Дмитрий Гринченко, директор департамента культуры и туризма Лариса Сорокина, заместитель директора филармонии Григорий Быков. Что-то интересное для себя вы услышали?
– Насколько удалось это по переводу на английский, я понял, что у ваших любителей музыки будет большой выбор имён и репертуара на любой вкус. Это здорово, что будут у вас и фестиваль Юрия Башмета, и концерты, посвящённые, например, Году Франции в России, что в камерных концертах выступит элита мирового исполнительства. Не считая солиста Королевского оркестра «Концертгебау» из Нидерландов, моего ярославского партнёра Осейчука, были названы имена флейтиста из Великобритании сэра Джеймса Гэлуэя, сопрано из «Метрополитен-оперы» Елены Заремба, примы русского балета Ульяны Лопаткиной.
– Какие у вас первые впечатления от предпраздничного Ярославля?
– Мы с переводчицей Юлией приехали накануне ночью и погулять по городу просто не успели. Впечатления есть только от утренней репетиции. Общий язык с вашим оркестром найден, и это главное. А вот стены зала, на мой слух, отражают, пожалуй, больше звука, чем надо. Впрочем, такова акустика пустого зала, а когда его заполнят зрители, очень может быть, что всё придёт в норму.
– Где вы учились, у кого?
– Образование я получил в двух академиях музыки – сначала в Норвегии, затем в Финляндии. Много общался с большой пользой для себя со знаменитым латвийским дирижёром Арвидом Янсонсом, сотрудничал с ним и в Прибалтике, и в Санкт-Петербурге, и в моём родном Осло. С национальными оркестрами Латвии, Литвы и Украины – в Киеве несколько сезонов я был главным дирижёром, записали больше двух десятков дисков с музыкой Грига, других европейских классиков, а кроме того, норвежских композиторов ХХ века, чьи имена, правда, в отличие от Грига пока мало что скажут широкой публике в России.
– Судя по пресс-релизу, вы всегда оказывались в нужное время в нужном месте, как сейчас в Ярославле. Вы с этим согласны?
– Пожалуй, что так. Только добавил бы: оказывался там, где были условия для вдохновения и творческого роста. Играл в городах Германии, где жили, писали музыку Бах, Моцарт, Лист, Брамс, пять лет назад под моим руководством объехал пол-Европы с гастрольным туром Шанхайский симфонический оркестр.
– Знаем, что вы преподаёте в колледже музыки и университете Бангкока – что называется, на краю света. Вы не против, если мы назовём вас странствующим музыкантом?
– Отнесусь к этому как к комплименту, я и есть странствующий музыкант. Впрочем, со своими устоявшимися предпочтениями в искусстве.
– Можно об этом чуть подробнее?
– Люблю романтиков, в том числе и русских, и прежде всего Чайковского. Много играю музыки современной и незаслуженно забытой. Одно такое сочинение – моего соотечественника Олсена, – не звучавшее 110 лет, я включил и в ярославскую программу.
– А как к опере относитесь?
– Преклоняюсь перед этим великим искусством. С особым пристрастием отношусь к «Кармен», операм Верди. Много дирижировал певцам, в том числе и звёздам первой величины, таким как американка Ренэ Флеминг. На спектаклях стараюсь дышать вместе с певцами. Но в оперном театре служить не хотел бы – там слишком много проблем, отвлекающих от самой музыки.
– Чем занимаетесь в свободное время, если оно у вас есть?
– Если говорить о хобби, то это старые автомобили. Правда, коллекция у меня пока небольшая – всего четыре машины. Зато все на ходу.
– Вы ведь в Ярославле впервые?
– Да, не бывал здесь никогда, хотя много читал, слышал о вашем городе с крепкими культурными традициями, со знаменитыми храмами, монастырями и музеями, красивыми бульварами и набережной. К слову, Ярославль и столица Норвегии Осло ровесники, нас связывает древний торговый путь «из варяг в греки» и много чего ещё – это отдельная тема. Скажу только, что в древности ярославцы гораздо больше строили, чем мы. Пока вы украшали свой город, наши воинственные предки-викинги искали удачу в дальних боевых походах.
– Из всех новостей нашей концертной жизни какая для вас самая интересная?
– Думаю, особой важности новость о том, что у вас подходит к концу возведение культурно-зрелищного центра с двумя залами, в том числе и универсальным, как я слышал, на полторы тысячи мест и что это подарок Президента России древнему Ярославлю к его 1000-летию. Всё так. Собиновский зал уютный, но, думаю, он мал для вашего города, достойного такого ценного подарка.