Этот факт стал волнующим открытием и для неё лично, и для всей ярославской Центральной детской библиотеки, где она работает главным редактором. Библиотека носит имя Ярослава Мудрого, и в связи с предстоящим 1000-летием нашего города здесь реализуется несколько проектов, один из которых ставит целью разобраться с потомками князя Ярослава, второй – с его собственной семьёй. Сотрудники библиотеки в прошлые годы ездили в Швецию, на родину его жены Ингигерды; побывали во Франции, яркий свет в истории которой оставила его дочь Анна Ярославна; собирают сведения о двух других его дочерях – Елизавете и Анастасии, вышедших замуж за норвежского и венгерского коронованных особ.
Но то, что удастся выйти на след матери Ярослава Мудрого – не в книгах, не в Интернете, а в реальности, в существующем и сейчас городке, казалось совершенно нереально. И всё-таки получилось!
Её звали Рогнеда. Она была дочерью первого князя полоцкого Рогволода. Полоцкое княжество занимало часть территории теперешней Белоруссии и местами заходило в пределы нынешних Латвии, Литвы и Эстонии. Говоря современным языком, Рогнеда была скорее всего из Прибалтики. Гордая, она отвергла сватовство князя Владимира Святославича (тогда новгородского) на том основании, что он был «сыном рабыни», сыном ключницы Святослава.
Жестокое Средневековье диктовало свои порядки. Получив отказ, Владимир убил отца Рогнеды и двух её братьев и взял Рогнеду в жёны насильно. Она получила славянское имя Горислава и родила от него трёх сыновей и двух дочерей, но оскорблённое достоинство и жажда мести не покидали её и годы спустя. Однажды, когда Владимир спал, она взяла меч и подняла его, чтобы умертвить ненавистного мужа. В этот момент Владимир проснулся и выхватил у неё меч. Несчастную отделяли от гибели всего несколько секунд, но в последний момент на защиту матери кинулся десятилетний сын Изяслав. Владимир бросил меч – Рогнеда была спасена.
Сюжет достоин греческой трагедии. Многое кажется в нём художественным преувеличением, легендой, отшлифованной прошедшим с тех пор тысячелетием. Однако оказывается, всё это запечатлено не только в летописях (и русских, и знаменитой Радзивилловской), но отчасти прослеживается на местности.
После вышеописанных страшных событий Владимир выслал жену с Изяславом во вновь построенный город, названный в честь сына-защитника Изяславлем. Похоже, Владимир по-человечески был потрясён поступком ребёнка. В Изяславле Рогнеда и скончалась, как гласят летописи, ровно в 1000 году.
Сейчас это белорусский городок Заславль в тридцати минутах езды на электричке от Минска. Самые яркие впечатления Ларисы Николаевны Диканенко от поездки в Белоруссию связаны именно с Заславлем.
Центр этого городка, где живут сегодня 14 тысяч жителей, – музей, который повествует обо всех этих событиях. На площади – великолепный памятник Рогнеде и Изяславу, заслонившему собой мать.
Остальных детей, в том числе маленького Ярослава, который через много лет станет Ярославом Мудрым, князь Владимир оставил при себе. Разлучённая с детьми Рогнеда, видимо, очень страдала. «Слёзы Рогнеды» – так называются роднички в окрестностях городка. Все они благоустроены и бережно сохраняются. Один из них, который особенно запомнился Ларисе Николаевне, оформлен в виде колодца и находится недалеко от музея.
Музей славится собранием гобелена, искусство которого распространено в этих краях. Не обошлось и без местных сюжетов. Один из гобеленов изображает Рогнеду и Изяслава, другой представляет род Изяславичей, на нём внуки, правнуки и прапраправнуки Рогнеды.
Интересно было бы отыскать ниточку, связывающую её с другим сыном – знаменитым в будущем Ярославом. Его разлучили с матерью очень рано, и всё-таки такая связь есть, считает Лариса Николаевна. Известно, что Рогнеда была для своего времени образованной женщиной, во всяком случае, читала. Есть мнение, что именно она пристрастила Ярослава к книге, а, следовательно, он остался в истории как Мудрый во многом благодаря матери.
Скончалась Рогнеда ещё молодой, всей жизнью оправдав своё второе имя Горислава. К тому времени Русь уже двенадцать лет была христианской, и она перед смертью постриглась в монахини под именем Анастасия. Белорусские исследователи не раз задавались вопросом, где её могила. В окрестностях городка есть так называемая Чёрная гора, где когда-то стоял первый в Восточной Европе христианский монастырь, основанный Рогнедой. Говорят, приняв постриг, Рогнеда именно в нём провела свои последние дни и, возможно, в нём была похоронена. При этом в городе есть место на руинах поселения X – XI веков, которое предание называет «могилой Рогнеды». Сами за себя говорят названия двух речек – Княгинька и Черница (монахиня). Ещё по одной версии Рогнеду похоронили в родном Полоцке.
В поисках следов матери Ярослава Мудрого Лариса Николаевна Диканенко побывала в Минске в двух самых крупных в Белоруссии библиотеках – президентской и национальной, а также в библиотеке Университета культуры и искусства. Коллеги приняли её радушно, оказали всяческую помощь в подборе и копировании материалов, в том числе в отделе редкой книги. Во всех трёх библиотеках интересующие её имена на слуху. В президентской библиотеке на видном месте выставлено генеалогическое древо отца Рогнеды – полоцкого князя Рогволода. Белорусы чтут события, связанные с ним и его потомками как часть своей истории.
Впрочем, Древняя Русь тесно переплела все три славянских народа. За всем, что увидела и узнала Лариса Николаевна, в равной степени история России, и история Украины тоже. Вспомним мать князя Владимира Святославича – «рабыню» Малушу Любечанку, служившую у князя Святослава ключницей. Во времена междоусобиц, а это была ещё дохристианская эпоха, считалось нормой жечь, убивать единоплеменников, уводить в плен женщин. Один из древнейших русских городов Любеч находился на территории нынешней Черниговской области, и именно там, видимо, и была пленена Малуша.
Стоит иметь в виду, что имя храброго сына Рогнеды запечатлено и на Украине – там есть город, название которого похоже на белорусский топоним, но не точно: он называется не Изяславль, а Изяслав. Так что у ярославских библиотекарей есть повод продолжить исследования.
А пока Лариса Николаевна Диканенко приводит в порядок свои белорусские впечатления и привезённые оттуда материалы. Ко всему, что увидела, у неё есть и личное отношение: её отец освобождал Белоруссию в Великую Отечественную войну.
Гость | 13.02.2011 в 15:31 | ответить0
спасибо, очень помогли
татьяна | 22.08.2011 в 14:15 | ответить0
спасибо очень интересно
Даник | 09.12.2011 в 13:41 | ответить0
за этот текст мне поставили оценку десять по истории