«МНЕ ЗВЕЗДА УПАЛА НА ЛАДОШКУ…»
Согласно официальным данным, доля услуг туризма и отдыха в валовом региональном продукте Ярославской области находится на уровне 1,8 процента, хотя, по экспертным оценкам, эта цифра вполне в состоянии подняться до 5 – 7 процентов. Однако правительство области прикладывает немало сил, чтобы повысить туристическую привлекательность нашего региона. Это ему удаётся. Недаром Ярославская область в 2009 году была удостоена высшей награды туристского сообщества – «Бриллиантовой звезды» – в номинации «За успехи в развитии туризма в регионе» в рамках XIII международной премии в области индустрии туризма и гостеприимства «Лидеры туриндустрии-2009».
В предыдущие годы Ярославская область последовательно удостаивалась серебряной и золотой звёзд, что лишний раз подтверждает – «верной дорогой идёте, товарищи».
– По туристскому потенциалу мы находимся на 17-м месте из 83 субъектов Российской Федерации, а по посещаемости в Центральном федеральном округе – на четвёртом, пропустили вперёд Москву, Московскую и Владимирскую области. Это очень неплохой уровень, но его надо сохранить, а в ближайшей перспективе и повысить свой рейтинг, – считает начальник отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области Галина Крохмаль.
«ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПЛАН, МИСТЕР ФИКС?»
«Сохранение и приумножение» достигаются в ходе реализации областных целевых программ развития туризма и отдыха в Ярославской области. В 2010 году заканчивается действие одной такой программы, уже принята новая программа-преемница, рассчитанная до 2014 года.
– Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила нам за шесть лет, начиная с 2002 года, более чем в два раза увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, в 3,7 раза увеличить объём туристских и гостиничных услуг, – делится информацией Галина Викторовна.
Правительство Ярославской области активно стимулирует развитие туристско-рекреационного кластера. До 2014 года в развитие туристической инфраструктуры будет вложено более
11 миллиардов рублей. Ставка делается на привлечение стратегических инвесторов и комплексное развитие территорий с богатыми туристско-рекреационными возможностями: «Столица Золотого кольца» – вокруг Ярославля, «Русь былинная» – на основе уникальных древностей Ростова Великого и Борисоглеба, «Волга-матушка» – в Угличском и Мышкинском районах, «Плещеево озеро» – в Переславле-Залесском, «Рыбинское море» – вокруг крупнейшего искусственного водоёма России.
Первый шаг в этом направлении уже сделан: в Переславском районе начат основной этап строительства первой очереди курорта «Золотое кольцо», одного из крупнейшего в стране проектов развития туристической инфраструктуры. Гостей курорт примет уже в первом квартале 2012 года, а полностью строительство будет завершено в 2017 году. Реализация этого проекта не только обеспечит более полутора тысяч новых рабочих мест, но и, по предварительным оценкам, даст ежегодный эффект для бюджетов области и местного самоуправления в размере 3 млрд. рублей.
– Поскольку курортная зона потребует усиления всей инженерной инфраструктуры – модернизации очистных сооружений, газовых и тепловых сетей, дорог, – будет развиваться инфраструктура всего Переславля и Переславского района в целом, а значит появится и интерес со стороны других производителей товаров и услуг, способных повысить туристскую привлекательность региона, – объясняет принцип кластерного подхода Галина Крохмаль.
Намечена ещё одна точка на карте области, где будет создано единое туристско-рекреационное пространство – Рыбинское море. В конце декабря 2009 года было подписано соглашение о сотрудничестве между прибрежными территориями Рыбинского водохранилища, в рамках которого предполагается тесное сотрудничество органов местной власти и бизнеса.
– Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности, – уверена Галина Крохмаль.
ПУСТЬ ДРУЖАТ НА НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ
Ярославская область – это край, перспективный для самых разных видов путешествий: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского туризма, охоты и рыбалки. Наиболее доходными для экономики региона в настоящее время являются деловой, оздоровительно-рекреационный и культурно-познавательный виды туризма.
Что касается делового туризма, то он насыщен мероприятиями самого различного уровня, основная часть которых проходит в областном центре. Развитие инфраструктуры, открытие новых гостиниц, строительство одного из лучших в России зрелищных центров ещё более укрепят статус Ярославля как центра делового туризма, места проведения крупных мировых и общероссийских форумов, конгрессов, конференций и выставок.
Так, в мае 2011 года в Ярославле пройдёт Международный форум туризма и гостеприимства. Областной центр станет местом встречи ведущих российских и международных экспертов в сфере развития туризма и маркетинга территорий, крупнейших инвесторов и представителей регионов, которые демонстрируют наибольший успех в привлечении гостей и путешественников. На этом форуме будет выработана концепция и комплекс мероприятий по развитию «Золотого кольца России» как национального туристического бренда.
– Мы хотим, чтобы представители бизнеса и власти, чьи интересы лежат в сфере туризма и индустрии гостеприимства, назначали друг другу встречи в Ярославле, чтобы здесь, на нашей земле, заключались выгодные контракты и рождались новые проекты, – делится планами Галина Крохмаль.
ОТ ПУНКТА А ДО ПУНКТА Б
Однако тенденция последнего года такова, что всё больше туристов приезжают в область самостоятельно. И сегодня основная задача – предложить максимальный спектр услуг «туристу-индивидуалисту», да так, чтобы он непременно задержался в области на денёк-другой.
Вот и профессор, заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Ивановской текстильной академии Феликс Каган, который недавно приезжал в Ярославль обучать наших специалистов, отвечающих за туризм на муниципальном уровне, убеждён: нужно развивать не отдельную «точку на карте», а намечать некую ось, направление, чтобы турист, сделав первый шаг, был вынужден делать второй и последующие шаги.
– Тенденция современного провинциального туризма – это не посещение пункта А, а последовательная цепь событий и зрелищ, которые ожидают приезжего на всём пути следования – от пункта А до пункта Б, – доходчиво, на пальцах, объяснял Феликс Каган.
Необходимые вешки на этом пути – туристско-информационные центры. Первый такой центр открылся в Угличе в декабре прошлого года. Основная задача работы информационного центра – максимально увеличить продолжительность пребывания туристов на территории Ярославской области, обеспечив широкое информационное поле, насыщенное туристскими предложениями Углича и всего региона в целом. В информационном центре турист может бесплатно получить карту города, узнать информацию о гостиницах и гостевых домах, о работе музеев, ресторанов, купить сувениры. Также в центре туристы могут взять аудиоэкскурсию и купить путеводитель по городу. Гостям предлагают оптимальный маршрут, рассчитанный на то время, которое они планируют провести в городе. Аналогичные центры также до конца года будут созданы в Ярославле, Ростове и Мышкине, в следующем году к единому информационному туристическому пространству присоединятся Переславль и Тутаев.
Большое подспорье туристу и специальные указатели к знаковым туристическим объектам. 26 таких указателей, выполненных в едином стиле, обозначающем принадлежность наших туристских центров к популярному маршруту «Золотое кольцо России», уже установлены на территории Углича, Ростова, Переславля-Залесского.
– Это первая очередь указателей, размещённых в нашем регионе, которые призваны повысить информационный комфорт пребывания туристов в Ярославской области. До конца этого года за счёт средств областного бюджета будет установлено ещё 20 информационных указателей, – говорит Галина Викторовна.
ПОЗВОНИ ДРУГУ…
В настоящее время запускается ещё один очень интересный туристический проект – «Мобильный гид». В скором времени на исторических зданиях областного центра (пока речь идёт о ста объектах, но проект будет расширяться) появится специальная табличка. На ней будет указано, что это за дом, чем знаменит и написан порядковый номер согласно проекту. Позвонив по телефону 76-1000 (проект реализуется вместе с компанией «ЦентрТелеком») и назвав «номер» здания, можно получить краткую, ёмкую, интересную историческую справку. Заработает «мобильный гид» уже в сентябре. В дополнение к этому планируется создать специальный интернет-сайт, разработать аудиоэкскурсии по специально спланированным маршрутам. Специалисты отдела развития туризма расценивают этот проект как социальный, рассчитанный не только на гостей, но и на жителей города. Начнёт работу «мобильный гид» в Ярославле, но в скором будущем проект распространится на Углич и Ростов, а в дальнейшем и на остальные города Ярославской области.
СОБЫТИЕ ВО ГЛАВУ УГЛА
Сегодня в области успешно формируется конкурентоспособный туристический продукт. В его основе лежит богатый, наработанный специалистами отдела развития туризма не за один год календарь событий. Многие из них – фестиваль джаза и «Преображение», вело- и фестиваль воздухоплавателей – полюбились туристам, вышли на международный уровень. Охотно едут «В гости к Бабе Яге» в Кукобой, в «огуречную столицу» Вятское (есть свой огуречный праздник в ростовском Поречье), большой популярностью пользуются интерактивные костюмированные «Петровские ассамблеи» Переславского музея-заповедника.
«Раскручиваются» на российском уровне и ярославские бренды, связанные с именитыми историческими личностями. Это и переславец Александр Невский, получивший статус «Имя Россия», на очереди – ростовский житель Алёша Попович. В этом году в Переславле-Залесском впервые прошёл фестиваль брендов, на который пожаловали гости со всей Ярославской области, костромичи, вологжане, и даже из Ямало-Ненецкого автономного округа специалисты туристического бизнеса добрались.
– Если пять лет назад к понятию «бренд» относились снисходительно, то теперь это воспринимается как реально работающий, креативный ход, приносящий конкретные успехи по продвижению Ярославской области на рынке туристических услуг, – считает Галина Крохмаль.
Многое можно придумать, чтобы турист потоком хлынул в Ярославский край. Взять хотя бы наше бездорожье да и запустить по нему этап гонки Дакар. Тем более что не первый год на дакаровских гонках ревут КамАЗы с двигателями, сработанными на Ярославском моторном заводе. И слоган есть отличный – «На ярославских моторах – по ярославскому бездорожью». Кроме шуток: сейчас ведутся переговоры по проведению ярославского этапа серии «Шёлковый путь» гонки Дакар в Переславском районе. Так что у въездного туризма в Ярославле действительно большое будущее.