– Герберт Васильевич, Ярославль готовится встретить свой юбилей, а совсем недавно увидел свет ваш новый роман «Тысяча». Напрашивается вопрос: не специально ли к знаменательной дате выбрано такое название?
– Название выбрано совершенно случайно, но пришлось кстати: события романа происходят по обе стороны тысячного года. Действующими лицами являются и языческое племя мерян, и человек, очень похожий на Ельцина…
– Как долго вы работали над столь крупным произведением? Трудно ли давался материал?
– Работал примерно четыре года. Конечно, было трудно, потому что этот роман не похож ни на какое другое моё произведение: ни на последние романы «Салин» и «Панков», не говоря уже о более ранних – «Перекрёсток» или «Процесс». Достаточно сказать, что в нём есть такие эпизоды, как, например, современный забег с участием Петра I и Ивана Грозного!
– Кого из прозаиков вы можете назвать своим учителем?
– Учителем никого назвать не могу. Но каждое крупное произведение – это школа. А таковых я прочитал немало. Знакомство с отечественной и зарубежной классикой может дать очень многое, но учит писателя создавать своё, ни на кого не похожее только собственная жизнь. Она для писателя – самый опытный наставник.
– Вы – глава областной писательской организации. Наблюдается ли приток молодёжи в Союз писателей России?
– Это больной вопрос для Ярославской области. Талантливых молодых ребят много, но они не могут издаться, не имея государственной поддержки. В отличие от других областей у нас уже два года «топчется на месте» вопрос о создании издательского совета. Удивительно… Мы хотели поддержать молодых, подав заявку на губернаторский грант, но экспертная комиссия предпочла другие проекты. Бог ей судья, этой комиссии. Однако она подвела губернатора, обещавшего помочь молодёжи в издании книг. Но мы не опустим руки и будем искать выход из создавшейся ситуации, потому что нам дорого будущее ярославской культуры.
– Двадцать лет назад вы баллотировались в Ярославский городской Совет народных депутатов и тогда советовали уповать не на экономическое чудо, а на культуру и нравственность. Изменились ли ваши взгляды с тех пор?
– Моё мнение о том, что экономика без культуры бессмысленна, никогда не изменится. Ведь культура – это то, что отличает человека от животного!