Отец Иоанн – любитель водных походов. На своей надувной лодке с мотором он избороздил вдоль и поперёк Рыбинское водохранилище, в прошлом году путешествовал по Онежскому озеру на мыс Муромский, где находится мужской монастырь. Обычно в такие сложные и в общем-то опасные походы детей с собой не брали. Но незадолго до рождения пятого ребёнка в семье московский священник отец Алексий из храма Тихвинской иконы Божией Матери пригласил Грибиных в путешествие по Белому морю.
– Отец Алексий возглавляет организацию «Общее дело», которая занимается восстановлением деревянных храмов Севера. Мы с матушкой посоветовались и решили ехать вместе, – рассказывает Иоанн Грибин.
Понятно, что новорождённого младенца пришлось брать с собой. Приготовления к этому рискованному походу длились больше месяца – к надувной лодке батюшка пристроил деревянный каркас, для того чтобы можно было натянуть тент и укрыться от дождя; чтобы всем можно было разместиться в лодке, пришлось изобретать прицеп для вещей – его роль выполняла маленькая надувная лодка. Долго изучали маршрут по картам и Интернету, читали отзывы бывалых мореплавателей, чтобы предусмотреть все непредвиденные ситуации – всё-таки на борту новорождённый ребёнок. Маршрут проходил сначала по реке Онеге, потом по Белому морю.
Наконец, все условия для путешествия были созданы, владыка удовлетворил прошение отца Иоанна об отпуске, «корабль» был полностью снаряжён и готов к отплытию. И вот в воскресенье, 27 июня, отслужив в Успенском храме села Пречистого литургию и молебен о путешествующих, они отправились в дорогу.
Первое приключение случилось в дороге – Грибины попали в ураган, наделавший столько бед на Вологодчине. Но Бог хранил путешественников. В тот момент, когда начался ураган, они зашли в один из вологодских магазинов закупить продуктов в дорогу. Когда вышли из магазина, увидели, что на их машине лежит большой рекламный баннер, который снесло ветром. Но, к счастью, баннер был сделан из мягкого материала и потому не повредил машину.
К ночи путешественники добрались до города Каргополь Архангельской области. Поразила северная белая ночь.
– Раньше мы были в Питере в период белых ночей, но это ничто по сравнению с севером: солнце заходит, наверное, на какой-то час, остальное время светло как днём, – рассказывает отец Иоанн.
Машину оставили в Каргополе у знакомых отца Алексия, спустили своё судно на воды реки Онеги и отправились в путь. Удивительно, что в четырёхметровой надувной лодке все разместились довольно свободно – отец Иоанн, отец Алексий, матушки Ирина и Татьяна и маленький Дмитрий.
Беспокойство Ирины Грибиной, как будет вести себя младенец в этом походе, скоро улетучилось. Ребёнок, укачанный волнами, спокойно спал всю дорогу и просыпался только покушать.
– Больше всего, как ни странно, его убаюкивал шум мотора. Если на берегу он начинал капризничать, то мы, укачивая его, усиленно рычали, изображая звук моторной лодки, и он быстро успокаивался, – рассказывает матушка.
Путь паломников проходил мимо старинных сёл. Когда-то многолюдные, теперь они опустели, во многих местах даже домов не осталось, и только старинные храмы как памятники прошлого возвышались над водой.
– Мы причаливали ко всем храмам и часовням, которые видели с воды, – рассказывает отец Иоанн. – Отец Алексий уже проходил по этому маршруту раньше, но был только в храмах, к которым можно подъехать с дороги, а к большинству храмов и часовен можно подъехать только по воде. Оставлял в храмах журнальчики для тех, кто пожелает оказать какую-то помощь для их восстановления. В каждом журнале есть описание храма, его история и оставлено место для того, чтобы путешественники могли вписать любую информацию о себе, предложить помощь. Дело в том, что, хотя у нас и существует федеральная программа по восстановлению памятников деревянного зодчества, до самих храмов деньги, как правило, не доходят. Всё заканчивается на уровне обмеров, проектов, максимум, что сделано, поставлены леса. На этом, как правило, работы прекращаются.
Один из первых храмов, у которого высадились путешественники, стоял в селе Пустынька. Очень необычной формы с «бочковидными» куполами. В советские времена в храме располагался один из корпусов психиатрической больницы. Судя по дощечке, прибитой к бывшему клубу, Пустынька была когда-то многолюдным процветающим селением. Табличка гласила, что местный колхоз выращивает сотни центнеров картофеля и зерновых, а коровы на ферме дают по семь тонн молока в год, в хозяйстве есть тракторы и комбайны. И заканчивалось описание имущества фразой «Наша Пустынька живёт и развивается!»
Сейчас в деревне никто не живёт. На лето, правда, сюда приезжают бывшие местные жители – старенький дедушка и отставной моряк с супругой. Он-то и вызвался проводить экспедицию по самым опасным по Онеге порогам – Бирючевским, начинающимся за Пустынькой.
– Оказывается, до этого мы совершенно неправильно проходили пороги, стараясь избегать мест, где вода бурлила и била ключом, и держаться поближе к берегу, где она была спокойной, – улыбается отец Иоанн. – Как нам объяснил отставной капитан, напротив, нужно было идти по бурлящей воде, так как там глубже, а в спокойных местах может быть мель и есть опасность пропороть лодку об острые камни. Бирючевские пороги мы миновали, следуя за его моторкой, которая, как челнок, бороздила реку из одного конца в другой, выбирая наиболее безопасный маршрут.
Вообще, Онега – река очень «нескучная». Она то разливается широко и течёт бесшумно и спокойно, то вдруг сужается, становясь весёлой и шумящей. В одном месте путешественники увидели странную картину – впереди, за поворотом реки, у берега показались какие-то большие белые конструкции, наподобие лодок. Когда подплыли ближе, оказалось, что это... самые настоящие водопады, высотой около пяти метров, которые каскадами падали в реку с отвесных стен.
К последним, Онежским порогам путешественники подошли ночью. Старожилы подсказали, что ориентир – это железнодорожный мост. За ним и начинается каскад порогов. Только они миновали этот мост, как лодку накрыла густая пелена тумана.
– Туман был совершенно непроглядный, шли сквозь него абсолютно вслепую, как в молоке, только слышно было, как бурлит под нами вода, – вспоминает отец Иоанн. – В этот момент стало по-настоящему страшно. Громко читали молитвы, призывали на помощь святителя Николая – покровителя путешествующих, и Бог опять не оставил – пороги прошли без приключений.
После Онежских порогов начиналось Белое море. Первый населённый пункт на нём – город Онега.
– Здесь мы впервые узнали, что такое отливы, – вспоминает батюшка. – Мы решили сходить в кафе покушать, а отца Алексия оставили на море сторожить лодку. Когда вернулись, то увидели, что лодка лежит на песке. Пришлось звать на помощь мужиков и тащить лодку волоком в море.
К вечеру пристали к острову Кий, который знаменит тем, что у его берегов потерпел кораблекрушение патриарх Никон. После своего чудесного спасения он повелел воздвигнуть на острове монастырь и даже принимал личное участие в возведении здешних храмов. Теперь от монастыря остались лишь полуразрушенные храмы.
Рядом с Кием другой остров, на котором живут москвичи-дачники, приютившие на ночь путешественников. Этот остров очень каменистый, и удивительно, как на этих камнях растут высокие корабельные сосны. Безлюдье и полная тишина умиротворяюще действуют на душу. Неподалёку другой остров, на котором расположен дом отдыха. Протока, разделяющая острова, во время отлива мелеет, и между ними образуется пешая дорога.
– Мы сходили погулять на остров Кий. Нас поразило обилие самых разных птиц, живущих там: гуси, утки, кулики – кого там только не было! В отличие от нашего каменистого острова на Кие много растительности, птицы прятались в кустах и в ветвях деревьев, наполняя воздух своими голосами, – рассказывает отец Иоанн.
Следующий пункт путешествия – деревня Ворзогоры, где у отца Алексия есть собственный дом. С местного наречия ворзо переводится как нетронутый лес, а всё вместе словосочетание Ворзогоры означает – нетронутый лес на горах. Пока плыли к этой деревне, встретили стаю белух – некрупных китов. Хотя один хвост этих «некрупных» морских животных был размером с лодку отца Иоанна, и при желании белухи могли потопить её одним ударом. Но животные были настроены миролюбиво, проплыли вдали от лодки большим косяком и исчезли в открытом море. В это время у них брачный период, на который они уплывают в район Соловецких островов. Также видели игравших у берега тюленей, и они тоже не проявили к одинокой лодке никакого интереса.
– Вообще, Белое море встретило нас ласково, – улыбается отец Иоанн, – был полный штиль, светило солнце, на небе – ни облачка. Вода в море была настолько прозрачной, что иногда мне казалось, что мы идём почти по дну. Я останавливал лодку, доставал эхолот – он показывал глубину
7 – 8 метров. При этом на дне был виден каждый камешек. Теперь стало понятно, почему это море назвали Белым. Всю дорогу было очень жарко, но мы знали, что погода здесь непредсказуема, может меняться по нескольку раз в день, и на всякий случай старались плыть так, чтобы за час можно было добраться до берега. Когда подходили к Ворзогорам, отец Алексий сказал, что лодку нужно оставить на глубине 3,5 метра, иначе во время отлива она сядет на мель. Мы причалили к берегу, я высадил пассажиров, выложили вещи, и поплыл «парковаться». Когда доплыл до заданной отцом Алексием глубины и оглянулся назад, берега не было видно. Я решил подплыть поближе, остановился на глубине двух с половиной метров. Поставил лодку на якорь, привязал навигатор на голову, прыгнул за борт и поплыл к берегу, который казался маленькой точкой на горизонте. Проплыл я, наверное, больше километра, сил уже не было, но тут, к счастью, началась отмель. Оставшийся путь прошёл пешком. Позже местные жители посмеялись надо мной – оказывается, вовсе необязательно было оставлять лодку так далеко!
В Ворзогорах мореплавателей приютили дедушка с бабушкой – накормили вкуснейшей камбалой, шанежками – пирогами с открытым верхом, начинёнными морошкой, черникой и творогом. Основной промысел живущих в деревне людей – рыболовство. Рыбу ловят на «рюжу» – это такая сеть с карманом, куда рыба заходит, а обратно выбраться уже не может. Государство ввело платные лицензии на рыбалку, ограничило размер рюжи. Многим пенсионерам эта лицензия не по карману, да и Рыбнадзор свирепствует, постоянно инспектируя рыболовов, замеряя размер снастей и нещадно штрафуя, если он превышает разрешённый.
Места здесь дикие, леса – девственные. Кабаны ходят прямо за деревенской околицей. С одним из них столкнулся отец Иоанн прямо в хозяйском огороде, приняв его поначалу за большую собаку. Кабан, к счастью, был не агрессивный. Постояв немного, развернулся и убежал в лес.
В селе Ворзогоры отец Алексий восстанавливает храм святителя Николая. В прошлом году храму исполнилось 450 лет. Стараниями доброхотов храм святителя Николая привели в порядок, поставили новые купола, побелили, покрасили, осталось только прислать в Ворзогоры священника и наладить церковную жизнь.
6 июля, в канун праздника Рождества Иоанна Предтечи, в село приехал священник из города Онеги – отец Александр. Все вместе отслужили в храме молебен, на который собралось много местных жителей и приезжих, потом устроили общую трапезу.
– Отец Александр – очень интересный человек, он объединил вокруг себя молодёжь, занимается с ребятами спортивной борьбой, прекрасно играет на гитаре и мандолине, пишет стихи и рассказы, – рассказывает Иоанн Грибин.
На следующий день, 7 июля, в праздник Рождества Иоанна Предтечи, отмечали день рождения матушки Ирины. Варили уху из наваги и жарили на костре мидии, выловленные прямо рядом с деревней.
– Такой рыбалки у меня не было никогда в жизни! Бросаешь донку с тремя крючками на глубину восемь метров и тотчас же вытаскиваешь трёх жирных рыбин, и сколько бы ни забрасывал – рыба клюёт моментально! – с восторгом вспоминает отец Иоанн.
Потом решили отправиться в село Унежму, расположенное в 45 км по морю от Ворзогор. Нынешней зимой это село полностью опустело – последняя старожилка умерла от истощения – какой-то мерзавец украл у неё продукты, запасённые бабушкой на зиму. Дети, приехав навестить её, застали старушку бездыханной на печке. Деревянный храм в Унежме тоже полностью пришёл в негодность и восстановлению не подлежит. Единственная достопримечательность села – музей крестьянского быта под открытым небом. Создала его уроженка этих мест, которая эмигрировала в Австралию. Собранная ею коллекция деревенской утвари – прялки, скалки, лапти, самовары, гармошки и т. д. – развешана прямо на улице, по стенам деревянной избы. Зрелище довольно впечатляющее.
Далее путь мореплавателей лежал на остров Баклан, где когда-то стоял большой маяк. Маяк уже развалился, теперь на его месте гнездятся какие-то огромные птицы. Переночевав в Ворзогорах, на другой день отправились в Онегу, а оттуда на машине обратно, в Каргополь. Всего за 12 дней путешественники проделали путь в 550 км, из них 400 км по реке и 150 по Белому морю.
– Что труднее всего было переносить в этом путешествии? – спрашиваю матушку Ирину.
– Самое страшное – это комары и мошки. Стоило только выйти на берег из лодки, тут же облепляли лицо, руки, и никакие самые «ядерные» мази не спасали. Старались поскорее расставить палатки и разжечь костёр, чтобы дымом отгонять мошкару, – говорит она.
– Не страшно было плыть по морю с грудным младенцем? – спрашиваю мать Ирину.
– Муж пообещал, что создаст все условия, чтобы опасности ни для меня, ни для ребёнка не было, и я ему доверилась, – улыбается она.
Как бы то ни было, путешественники вернулись домой целые и невредимые. А вскоре после возвращения вместе со всеми детьми отправились в новый поход – на Рыбинское водохранилище.
Гость | 18.06.2011 в 23:24 | ответить0
Да наглые вы гости Это моя тётя Из-за Вас мы к ней в гости больше не ездим
Гость | 17.07.2011 в 00:19 | ответить0
просто молодцы!!!
Гость | 16.05.2012 в 17:41 | ответить0
Молодцы! Мы тоже собираемся с младенцем 2 мес.ехать по белому морю, а потом по Онеге и на ладогу… Помолитесь за нас! Евгений, Людмила, мл.Максим