Он жил в Смутные для России времена, в конце XVI – начале XVII века. В тридцать лет принял иноческий постриг и всю оставшуюся жизнь нёс подвиг сурового затворничества, зримой частью которого стали тяжёлые вериги весом в пуд – цепь в 20 сажен с медными крестами, что носил он на себе, и тяжёлая металлическая палка, с которой не расставался святой.
Весть о монахе-аскете, о его даре прозорливости дошла до князя Скопина-Шуйского и организаторов народного ополчения Минина и Пожарского. Накануне своих походов на освобождение Москвы от иноземцев они приезжали в Борисоглебский монастырь, где жил преподобный, за его наставлением и благословением.
В память о великом подвижнике с давних пор и совершается в этих местах крестный ход. Нынче он опять собрал множество паломников – из Ярославля и других городов и сёл области, Москвы, Ростова-на-Дону... Под колокольный звон, с благословением архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и во главе с владыкой двинулась в путь колонна верующих, среди которых немало людей в традиционных русских одеждах. Это – одна из особенностей Иринарховского крестного хода. Для него паломницы и паломники специально шьют себе сарафаны и косоворотки, в которых не жарко шагать даже в такие, как нынче, дни.
За первый день крестоходцы прошли двенадцать километров и остановились на ночлег в селе Павлове. Сопровождают идущих две полевые кухни – солдатская и монастырская. А местное население всегда радушно встречает иринарховцев, угощая свежеиспечёнными пирогами, огурчиками с собственных огородов, вкусным квасом или просто водицей из колодцев. Ночуют паломники в храмах или в палатках, поставленных в чистом поле за сельской околицей.
В воскресенье Иринарховский крестный ход завершится. Наградой за труды его участникам станет купание в святом источнике, который ископал ещё в юные годы сам святой Иринарх-затворник. К нынешнему крестному ходу стараниями насельников Борисоглебского монастыря на «колодчике» преподобного установлен новый большой сруб купальни.