В конце минувшей недели, как объяснялось в сюжетах на федеральных телеканалах, в Переславле и Ростове Великом должен был состояться 9-й фестиваль воздухоплавателей «Золотое кольцо России». Главным организатором шоу воздушных шаров, согласно его официальному сайту, является московский клуб «Воздухоплаватели». Для жителей и гостей этих двух старинных ярославских городов фестиваль позиционируется как «одно из главных культурно-массовых мероприятий города в течение года» и как «яркое зрелище, привлекающее с каждым годом всё большее количество туристов».
Вот так, не больше и не меньше. Кто устоит перед такой красочной рекламой? Я не устоял и в минувшую субботу отправился в Переславль.
В городе следов фестиваля заметно не было. Возможно, потому, что в эту пору Переславль, разрезанный посередине федеральной трассой М-8, сам «фестивалит» по полной программе: сквозь него, как в аэродинамической трубе, проносятся машины преимущественно с московскими номерами. Огромное их количество «оседает» на берегах Плещеева озера. В воздухе витает постоянное ощущение праздника...
Возможно, по этой причине, чтобы не составлять конкуренцию, организаторы полётов на воздушных шарах спрятались от жителей и туристов в загородном туристическом комплексе «Лесная сказка». Спрятались, чтобы минут на двадцать появиться на спортивном стадионе у городского парка Победы и тут же без объявлений и общения с народом гордо укатить из города. Ну что тут скажешь, воздухоплаватели, небожители...
Наземным любителям оставалось выбирать: или следовать за ними, чтобы уже в полях наблюдать, как красиво смотрятся шары на фоне русских монастырей, или слушать у стадиона рок-концерт неизвестной группы под шашлык и пиво. А при чём здесь воздухоплаватели, какой-то фестиваль? – спросите вы. Да ни при чём, просто красивый рекламный ход, чтобы привлечь отдыхающих москвичей к процессу раскрытия кошельков: полёт на воздушном шаре в группе стоит семь тысяч рублей. В одиночку – и того дороже.
Оно и понятно: нужно окупать затраты, ведь один такой шар без оборудования стоит свыше полумиллиона рублей, гондола – полста тысяч, блок горелок для аэростата – под сто тридцать тысяч рублей. Приплюсуем сюда затраты на перевозку грузовым транспортом (чаще всего используются «газели» и «уазики-таблетки»), всевозможные аксессуары, цена которых в общей сложности достигает ещё под сотню тысяч рублей. В общем, один такой укомплектованный аэростат «тянет» на миллион рублей.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что субботним вечером на поле не оказалось шаров воздухоплавателей из городов Золотого кольца России: дорогое удовольствие.
В рискованном деле полёта на воздушном шаре нельзя забывать и о погодных условиях: ветер подул не туда, не взлетел – одни убытки. Как страшную тайну хранят воздухоплаватели сведения о судьбе пассажиров гондол после того, как ветер дунул «не туда». На уровне же частных рассказов я удовольствовался страшилками, как на прошлом таком же фестивале решивший полетать журналист чуть не сломал себе спину, другой – едва не утонул в Плещеевом озере. При всём при этом страховых агентов с полисами за возможное членовредительство я не заметил...
И поэтому можно было посочувствовать организатору фестиваля из Москвы расстроенному Валерию Латыпову. Видимо, далеко не все ранее заявившие о своём желании полетать решили довести это дело до конца.
– ...Ну, ты тоже полетишь? – спросил меня знакомый переславец, при этом в его голосе звучали нотки уважения перед потенциальным камикадзе.
Возможно, поэтому фестиваль воздухоплавателей стал праздником для самих воздухоплавателей, народ же попроще был ублажён пивом и шашлыками. Без всяких тебе шаров...
– Да какой фестиваль! – заметил в ответ на моё недоумение один из пилотов. – Мы приехали сюда, чтобы просто полетать. Здесь красиво. А средства в основном спонсорские...
В этом смысле честнее повели себя байкеры из московского же клуба «Russian Way», что переводится как «Русский маршрут». Президент клуба, бывший рыбинец, а ныне московский бизнесмен Андрей Хилько вместе со своими партнёрами организовал свой фестиваль вдали от города, на берегу Плещеева озера. Там, под рёв несущегося из музыкальных колонок «металла» народ оттягивался в полном соответствии со своими традициями...
Смутило, правда, другое: я долго искал на байкерском фестивале земляков из «Чёрных медведей», но так и не нашёл. Интересы Ярославской земли представляли всего несколько ребят на стареньких мотоциклах. Увы, и на этом празднике жизни на Ярославской земле наших тоже не было.
Переславль вновь подтвердил репутацию города-космополита, откуда ближе до Москвы, чем до Ярославля. Для этого, впрочем, было не обязательно приезжать на фестивали московских воздухоплавателей и байкеров. Просто можно было зайти в убогое здание местного автовокзала и убедиться: перед кассами местный люд толпился в длинных очередях за билетами преимущественно в сторону Москвы.
А что достаётся Ярославской области и переславской местной казне от всех этих праздников жизни? Похоже, ничего.
По улице Плещеевской я дошёл до городского пляжа. Вид на озеро открывался живописный. Ещё живописнее смотрелись руины недостроенного отеля, задуманного в виде корабля. Строители успели возвести только его «нос» и «верхнюю палубу». На узенькой дорожке, ведущей к пляжу, щедро был рассыпан мусор. Самым свежим архитектурным сооружением на пляже была коробка туалета, который, похоже, не чистили с момента его возведения. Группочка корейских студентов разного пола решила навестить его и тут же выскочила наружу с таким видом, будто встретила Годзиллу. И тут же, по местной традиции, отправилась в кусты...
– Пляж-то у вас не очень, Андрей Валерьевич... – заметил я при встрече мэру Переславля Охапкину.
– Да я его официально закрыл, – махнул он рукой.
Однако, несмотря на весь этот колорит, на стоянке невозможно было протолкнуться от иномарок с московскими номерами. Москвичи и иностранцы местные газеты с распоряжениями мэра не читают. Зато по возвращении расскажут, каково это – «фестивалить» в Переславле, городе Золотого кольца России.