После молебна его настоятеля игумена Антония в честь престольного праздника одной из красивейших ярославских церквей «слобода» гуляючи прошлась по окрестным старинным улочкам, застроенным когда-то согласно регламенту Петра I домами «не средь дворов», а «по линии и вдоль улиц». Прогулка плавно перешла в «Народный фестиваль на Ярославской Большой мануфактуре», седьмой по счёту. Развёртывался он в стенах исторических – нынешнего Дома культуры «Красный Перекоп», где до революции был фабричный народный дом с залом для общественных собраний, читальней, театром, мастерскими ремёсел.
Действо, которое вела лидер «слободы» историк Надежда Балуева, получилось в духе традиций народного дома – можно сказать, на любой вкус. Глаз настраивали на выставке пейзажей, выполненных на перекопских улочках ярославскими художниками разных поколений и стилей для нового проекта Балуевой «Открытка». Фабрика не обходилась без умелых рисовальщиков и тонких колористов, живописцы всегда были здесь нужными людьми – об этом проект и напоминает.
На персональной фотовыставке Марины Козловой во всей красе предстала, к примеру, досточтимая госпожа сваха – популярная героиня фабричных свадеб возвращается в нашу жизнь. А вот щегольскую «красоту», с ударением на «о», расшитую бисером шляпку – невесты передавали её подружкам, собравшимся замуж, – увидели мы в оригинале. Скроенная и сшитая по литературным первоисточникам, она очень пришлась к лицу третьекурснице педуниверситета, будущему историку Марии Волковой (на снимке).
От души похороводили, попели забытые песни из времён дореволюционных фабричных праздников. Принимали друзей – голосистый хор «Пестрецовские посиделки», улыбчивого и компанейского Артура Чернышова, преподавателя училища культуры, баяниста и поэта. Клуб шотландских танцев Анны Ларионовой показал, как исполняется старинный леди-степ. Четыре её подруги в белых блузках и юбках в крупную клетку тоже не случайно появились на фабричном фестивале.
Лет тридцать прослужил управляющим на фабрике Карзинкиных англичанин Эллис Шокросс – под его руководством на ЯБМ перевели прядильные станки со льна на хлопок. Педагог Ларионова несколько лет прожила на родине сэра Шокросса. Научилась там искусству национального танца, а теперь в честь сэра Шокросса исполнила с партнёршами виртуозный леди-степ, «женскую чечётку».
Как во времена молодости наших прадедов, с фабричного празднества никто не ушёл без подарков. Получил презент для своей библиотеки и «Северный край» – набор открыток с видами фабричного двора, Петропавловской и близлежащей Толчковской слобод, с научным комментарием автора проекта. Разглядывать цветные открытки оказалось занятием не просто интересным – поучительным.
Художник Адам Шмидт написал двухэтажный бревенчатый дом старожила Перекопа, своей коллеги Людмилы Сичинавы. Выстроил его по собственному макету лет сто назад прадед Людмилы Николаевны – дом даже на вид сегодня ещё крепкий. Один из пейзажей самой Людмилы Сичинавы называется «Тихая пристань». Это дом Прошлецовой, здесь, говорят, бывал Пётр I. Уберечь
«Тихую пристань» от бульдозера не удалось. И теперь на месте дома, как суровый знак судьбы, стоит контейнер для мусора.