четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 18 июня 2010

Отвыкли люди от ранящего театра

На сцене Волковского театра состоялась премьера спектакля по пьесе Леонида Андреева «Екатерина Ивановна». Режиссёр-постановщик спектакля, лауреат премии «Золотая маска» Евгений Марчелли, обозначив жанр спектакля как «драма с разрывом», предвосхищая возможные недовольство и даже возмущение зрителей, уже в письменном виде, на программке, уточнил – «спектакль для взрослых». 


автор Лариса ДРАЧ    фотограф Виталий ВАХРУШЕВ

 

– Мне бы хотелось видеть в зале людей, которых беспокоят вопросы собственной жизни. Хотелось бы, чтобы зритель вышел из театра потрясённым, – говорит Евгений Марчелли.

Однако скандала избежать не удалось. Некоторые зрители демонстративно уходили в середине действия со словами «Кошмар, до чего Волковский докатился...». Не ошибусь, если предположу, что ни один спектакль последнего сезона волковцев, горячо и страстно обсуждаемый в культурном пространстве Ярославля, вне зависимости от того, под каким знаком – минусом или плюсом – подавали участники своё мнение, не вызвал такого резонанса, как «Екатерина Ивановна». Дабы не быть голословной, приведу лишь некоторые высказывания, прочитанные мною на одном из ярославских форумов. 

«Давно не испытывала по­трясения от спектакля психологического театра. Спектакль искренний и, правда, очень жизненный. Не потому, что так и вправду бывает, а потому что забываешь, что ты в театре». 

«...От увиденного остались неприятный осадок, отвращение, омерзение. Не думала, что попаду на такой ужас дисгармонии. Спектакль не для всех, будьте с ним осторожны». 

«Я считаю, что театр должен давать человеку возможность переживать разные чув­ства и эмоции (не только приятные). Переживание боли, несовершенства, собственной уязвимости – вещь не менее, а может быть, и более нужная, чем переживание прекрасного. Здесь важно глубокое понимание и принятие этой боли».

«Отвыкли люди от ранящего театра. Мы же общество потребления создаём». 

«Мне спектакль не очень понравился. Скучный какой-то. Молодёжь обнажёнкой сейчас всё равно не удивишь. Играли, правда, хорошо. Но сама пьеса скучная. И тема избитая...».

Странная и малоизвестная пьеса Леонида Андреева «Екатерина Ивановна» почти не имеет сценической истории. Она была поставлена Владимиром Немировичем-Данченко на сцене МХТа в 1912 году, чуть позже, в январе 1913-го, в рамках гастролей «Екатерину Ивановну» показывали в Волков­ском. Театральный критик и историк театра Эммануил Бескин так отозвался о той постановке: «Мне кажется, что автор просто ударил публику. И она огрызнулась. Театральная публика консервативна больше какого-либо угодно другого собрания». Однако тот же Бескин признаёт, что среди текущей драматургии «Екатерина Ивановна» – явление крупное.

Эта пьеса об истории взаимоотношений в одной семье. Жена, заподозренная мужем в измене, желая наказать его за недоверие, действительно изменяет ему практически с первым встречным, а потом, не желая или не имея возможности остановиться, скатывается в болото самого гнусного разврата, граничащего с сумасшествием. При всём великолепии актёрской игры (давно «волковцам» Евгению Мундуму, Виталию Даушеву, Николаю Шрайберу, Алексею Кузьмину не представлялась такая блестящая возможность воплотить на сцене столь сложные, психологически противоречивые образы, с чем они справились безукоризненно), спектакль оставляет ощущение полной безнадёжности и внутреннего опустошения. И ещё мне очень хотелось «отыграть» у времени те два с половиной часа, что длилось это действо, и просто не ходить в театр. На вопрос, чем был обоснован выбор именно этой пьесы, режиссёр Евгений Марчелли ответил загадочно, что пьеса сама его выбрала, и уточнил, что тема взаимоотношений мужчины и женщины – «главная его тема в театре».

– Женщина – всегда жертва в мужском мире, – уверен Марчелли.

На вопрос, чего же он хотел добиться спектаклем, в котором женщину насилуют и жестоко избивают, публично унижают и пускают по рукам; в которой муж, пытающийся в самом начале истории убить жену из-за одного только подозрения в измене, в конце повест­вования сам надевает ей чулки, отправляя на прогулку с очередным любовником... – что всем этим физиологичным до отвращения действием хотел сказать собравшимся постановщик, Евгений Марчелли ответил:

– Чтобы мужчины бережно относились к своим любимым, – и уточнил: – Мне хочется думать, что Леонид Андреев был бы доволен этой работой. 

Главную роль в спектакле исполнила актриса петербургского театра «Наш театр» Анастасия Светлова. Её кандидатуру предложил директор театра Борис Мездрич, знакомый с актрисой ещё по совместной работе в Омском драматическом театре. Знаком был с нею и режиссёр Марчелли. Оба они считают, что собственной актрисы в амплуа героини такого масштаба, как Светлова, на сегодняшний день в труппе Волковского театра нет. 

– Спектакль получается сдержанно-страстным. Мы очень старались, чтобы особых внешних проявлений не было. На мой взгляд, это даже не театральный спектакль, а очень жизненный, – полагает актриса.

По мнению Анастасии Светловой, эта самая глубокая роль, которую ей приходилось играть. 

Мне же кажется, что каждому спектаклю должно быть своё время и место. «Екатерина Ивановна» в трактовке Марчелли вполне вписалась бы в театральную афишу столицы, где театров – не один десяток и где зритель имеет возможность выбирать, посмотреть ли ему добродушную и наивную классическую комедию или обнажающий все язвы общества спектакль «с разрывом». Но в городе, где всего лишь два драматических театра и у зрителя по большому счёту нет выбора, куда идти и что смотреть, подобный спектакль не совсем уместен. Заранее можно предположить, что у спектакля будет блестящая фестивальная судьба и что он наверняка будет оценён очередной золотомасочной комиссией, но я не верю в то, что у нового спектакля волковцев будет счастливая репертуарная судьба. Спектакль, который неприятно смотреть, вряд ли надолго удержится в афише, какой бы дорогостоящей не была его постановка. Но это – сугубо моё личное мнение.


Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают