ИНТРИГА НОМЕР ОДИН
Сцены из оперы «Евгений Онегин» Чайковского с пушкинским «конферансом» – стихами, не вошедшими в либретто, исполнение их под занавес в Ярославском губернаторском саду авторы проекта заранее называли «главной интригой фестиваля». И они не ошиблись. За пару дней до закрытия зарядил дождь, и нашей филармонии вместе с руководителем Русского концертного агентства, автором сценария композиции Дмитрием Гринченко пришлось срочно обдумывать запасной вариант с показом её премьеры в концертном зале.
Обострили интригу и другие неожиданные форс-мажорные обстоятельства. По разным причинам не смогли приехать оперный режиссёр Александр Титель, норвежский баритон Иверсен, Олег Меньшиков и Ксения Раппопорт, чтецы от автора. Между тем все пятьсот билетов на эксклюзивное представление были раскуплены чуть ли не за месяц до начала фестиваля. Может быть, именно это и решило окончательно судьбу замысла.
Первый добрый знак, как всегда, подали небеса: накануне
утром дождь прекратился. Но бережёного Бог бережёт – на крайний случай над сценой поставили внушительный навес для оркестра и солистов. За кисти взялись маляры. Побелили и подкрасили пандусы и галерею Губернаторского дома. Им предстояло выполнить редкостную миссию: стать местом действия и декорацией музыкально-поэтической композиции.
Тем временем фестивальная команда взялась за телефонные трубки. Формула содружества «Тысячелетний Ярославль плюс маэстро Башмет» сработала. Театр «Новая опера» в пару Татьяне Лариной, то бишь исполнительнице этой партии, дебютантке Большого театра России, лауреату шести международных конкурсов Динаре Алиевой, вместо норвежца подобрали достойного Онегина – восходящую оперную звезду Игоря Головатенко. Как и ярославского «Ленского» – классного тенора Сергея Романовского, Игоря в Европе знают пока что больше, чем у нас.
Заменить Меньшикова и Раппопорт по личной просьбе Башмета рискнула звёздная пара Егор Бероев и Ксения Алфёрова. Тем, кто ходит в кино и смотрит телесериалы, не надо объяснять, кто они такие. Руку помощи ярославскому фестивалю протянул и убеждённый противник всех и всяческих оперных штампов столичный театр «Геликон-опера». Для выполнения важного задания – не позволить сорваться ярославскому свиданию Татьяны и Онегина – на фестиваль был откомандирован молодой режиссёр «Геликон-оперы» Илья Ильин.
– «Евгений Онегин» в Ярославле не в гостях, а у себя дома, – сразу включился гость в нашу беседу. – Думаю, это не только потому, что сам сад при Губернаторском доме, я слышал, закладывали в пушкинские времена. Находимся мы в городе Фёдора Волкова, а первый комедиант русского театра был, напомню, большим мастером уличных шествий и карнавалов. Музыкальные театры ставили в стенах вашего Спасского монастыря и «Бориса Годунова», и «Князя Игоря». Традицию надо развивать. Для актёров игра на свежем воздухе – всегда нешуточное испытание мастерства и таланта. В «ансамбле» с шелестящей листвой и щебетом ласточек слышнее любая фальшь исполнителя.
САМЫЕ ПРИСТРАСТНЫЕ ЗРИТЕЛИ
Одним из первых зрителей эксклюзивного действа стал на генеральной репетиции сам артистический директор фестиваля. Ненадолго уступив дирижёрский пульт коллеге Александру Сладковскому, маэстро посмотрел и послушал представление «из зала», в который превратились площадка вокруг фонтана, поближе и с «галёрки» – ею стали на выходе к фонтану центральная аллея и дорожки сада. Маэстро молча послушал оркестр и чтецов, затем на скамейке той самой «деревни, где скучал Евгений», пошептался с Егором Бероевым. Углубились вместе с ним в распечатку чтецкого текста с бессмертной начальной строкой «Мой дядя самых честных правил» и строфами о том, что же думает о своих героях автор.
Не менее заинтересованными слушателями стали в тот вечер супруги Белосельские, коренные ярославцы. Партию Гремина исполнял их сын Дмитрий. Глава семьи – профессиональный военный, и потому она много ездила по стране – родился Дмитрий на Украине. Лет десять назад Белосельские вернулись в Ярославль, Дмитрий уехал в Москву. Закончил там академию имени Гнесиных В родительский дом привёз он последние новости. Бас Дмитрий Белосельский только что принят в штат Большого театра и уже спел партию Закарии в опере Верди «Набукко», а буквально через несколько дней ему предстоит дебют в «Иоланте» Чайковского.
– Гремина я в спектаклях ещё не пел ни разу, только в концертах. В Ярославле выступаю впервые и просто счастлив, – не скрыл своего хорошего настроения молодой певец.
ЧАЙКОВСКОМУ ПОДПЕЛ СОЛОВУШКА
Родина Фёдора Волкова и лучшего Ленского всех времён – Леонида Собинова устроила исполнителям «Евгения Онегина» испытание особой сложности. Не только незримым их присутствием, шелестом старых лип и щебетом ласточек, но и голосом «певца любви, певца своей печали» посерьёзнее. В разгар спектакля, когда уже начинало смеркаться, где-то совсем неподалёку затянул свою вдохновенную песнь соловушка. Будто ожила пушкинская строка из «Онегина» – «И соловей во мгле древес напевы звучные заводит».
В общем, вы понимаете, всё шло к тому, что Юрию Башмету и его сподвижникам ничего иного не оставалось, как со всеми испытаниями с честью справиться. Горячий приём публики подытожил губернатор Сергей Вахруков. Человек музыкальный (и это известно не только его близким), Сергей Алексеевич выступление москвичей назвал триумфальным, а Юрия Башмета – душой и талисманом фестиваля. Сказал, что впечатлений теперь наверняка хватит для следующего, третьего фестиваля, что он искренне уверен – этот творческий союз с землёй Ярославской будет крепнуть.
Юрий Башмет в своём коротком ответном слове немедленно с тем согласился.
Кстати, нотное досье фестиваля Юрия Башмета-2011 не пустует. В день закрытия партитуру своей одноактной оперы передал
ему «на рецензию» председатель областного отделения Союза композиторов России Виктор Кожевников. Дескать, прочёл в газете интервью со словами о том, что если и впредь этот фестиваль останется площадкой для молодых исполнителей, то хотелось бы, чтобы в Ярославле рождались и новые сочинения. Прочитал и вот – рискнул свой труд достать из дальнего ящика. Деловое предложение было принято без обсуждений.