четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 21 мая 2010

МИР ТЕАТРА

Честная летопись нашей жизни

Душа обязана трудиться... Эту нехитрую истину можно сделать эпиграфом к проходящему в эти дни в Ярославле в театре имени Волкова фестивалю лучших спектаклей, удостоенных либо номинированных на нацио­нальную театральную премию «Золотая маска». Зритель, приходящий на встречу с настоящим театральным искусством, априори должен быть настроен не на отдых, не на некий культурный променад, а на ежеминутную, далеко не всегда лёгкую работу души. В репертуарной афише фестиваля – сплошь имена, перед которыми хочется снять шляпу: Кама Гинкас, Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Пётр Фоменко...


 

автор Лариса ДРАЧ

 

КОГДА СМЕРТЬ ЛУЧШЕ ЖИЗНИ

«Скрипка Ротшильда» в исполнении артистов Московского театра юного зрителя – последняя часть трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову», которую режиссёр Кама Гинкас задумал давным-давно. «Это спектакль о старом гробовщике, который обижался, что люди мрут не слишком часто, – рассуждает Кама Гинкас. – Ещё живой жене не дрогнувшей рукой он сделал гроб, но после её смерти почему-то не смог прожить и двух дней. Может, это такая любовь?» Великолепное актёрское трио – Валерий Баринов (Яков), Игорь Ясулович (Ротшильд), Арина Нестерова (Марфа) – играет жизнь, прозрение и смерть гробовщика Якова. Рассказ Чехова поставлен как маленькая пьеса с комментариями, писательская проза вложена режиссёром в уста героев в качестве прямой речи. Поначалу необычно слышать, как актёр Валерий Баринов (на снимке), сидя в полумраке сцены, говорит о своём герое: «Он оглянулся на жену» – и оглядывается. Но постепенно реплики от третьего лица, которые актёры точно выхватывают друг у друга, создают мощную полифонию трагедии. «Скрипка Ротшильда» – спектакль жёсткий и сентиментальный одновременно. Он о жизни, из которой человек сам, по своей воле вычеркнул всё живое – жену, нежность, закаты и восходы, даже память о погибшем во младенчестве ребёнке – всё, не приносящее дохода. И только на пороге собственной смерти, осознав, что жизнь прошла зря, жестом отчаяния завещает гробовщик Яков свою любимую скрипку заклятому врагу – старику Ротшильду, которого обижал при жизни. Пусть хоть он помянет добрым словом...
…Уже после просмотра спектакля я случайно наткнулась на одноимённый – «Скрипка Ротшильда» – современный рассказ Ирины Грековой и подивилась: как Чехов точно разложил по нотам партитуру человеческой души, что десятилетия спустя у другого автора в других декорациях звучат те же самые ноты. «Скрипка...» Камы Гинкаса расставляет точки над «i», жёстким языком говоря о том, что действительно имеет ценность в этой жизни. Хорошо бы услышали...

ХОР – МОСКОВСКИЙ, ТЕАТР – ПИТЕРСКИЙ

Приехавший с берегов Невы «Московский хор» прозвучал в исполнении артистов Малого драматического театра – Театра Европы под руководством режиссёра Игоря Коняева. Он ученик Льва Додина, верен его режиссёрской школе, поэтому в программе спектакля их имена стоят рядом. Хор, придуманный драматургом Людмилой Петрушев­ской, – это многоголосие жителей перенаселённых московских квартир послевоенной поры, где внутренняя территория отдельного человека становится «местом общего пользования». Разводы и скандалы, первая любовь и рождение детей, доносы и взаимные обиды, возвращение из ссылки и ужас репрессий, гейзером вскипающий конфликт из-за пара в ванной и «сумасшедшинка» хрупкой старушки Лики, которую блистательно играет актриса Театра на Литейном Татьяна Щуко (на снимке), – всё смешалось в огромной квартире. А обрамление этой коммунальной преисподни – бесконечные репетиции хора, готовящегося к участию в фестивале. И ведь как поют – заслушаешься! Художник Алексей Порай-Кошиц сочинил замечательные декорации для воплощения этой густой атмосферы – многоэтажное нагромождение кроватей, шкафов, дверей, до сантиметра обжитых уголков.
Спектакль получился нежный и страшный, смешной и трогающий до слёз. В бытовой фантасмагории коммунального террариума некоторые проживаемые персонажами ситуации узнаваемы до такой степени, что отдельные произносимые актёрами реплики слышишь так отчётливо, будто они родились внутри тебя, и от этого узнавания себя сегодняшней в том коммунальном чаду становится зябко и сиротливо. Жаль только, что христианского все­прощения и философского приятия происходящего, до которого поднимается в образе вздорной поначалу старушки Лики актриса Татьяна Щуко, в себе не находишь. И благоговение перед той, кому этого достичь удалось, звучит в финальных аплодисментах. Недаром актёры Малого драматического носят приглашённую актрису Татьяну Щуко на руках в прямом и переносном смысле этого слова.
Спектакль удостоен премии «Золотой софит», «Золотая маска» и Государственной премии России, и он действительно того стоит.

«СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ» НЕ БЫВАЕТ

Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко, один из самых востребованных на сегодняшнем театральном Олимпе режиссёров, поставил в столичной «Табакерке» «Рассказ о счастливой Москве». Эта работа была удостоена сразу двух премий «Золотая маска» в 2008 году – за лучшую работу режиссёра и лучшую женскую роль. В рамках фестиваля «Лучшие спектакли в городах России» с историей жизни девушки с выдуманным именем Москва Честнова (актриса Ирина Пегова) познакомились и ярославские зрители.
Карбаускис выстроил свой спектакль вокруг одного из сюжетов маленького платоновского романа – встречи молодёжи в районном клубе комсомола. Художница Мария Митрофанова превратила сцену в старый гардероб с полустёртыми цифрами на стойках, деревянным прилавком, по которому громко стучат номерки, и с хриплым радио в углу. Пространство сцены решено так, что до первого зрительного ряда рукой подать, потому весь спектакль актёры играют «крупным планом», запредельно откровенно, так, что зритель невольно становится соучастником.
Выросшая в приюте Москва Честнова хочет всего и сразу, но не личного счастья для себя, а торжества коммунизма и всеобщего человеческого счастья. Ни больше и ни меньше. Актриса Ирина Пегова (на снимке) кажется точно той женщиной, что описана у Платонова, – с сиянием счастья, идущим откуда-то изнутри от избытка сил, и мощным биением сердца: «Это биение происходило настолько ровно, упруго и верно, что если можно было бы соединить с этим сердцем весь мир, то оно могло бы регулировать теченье событий». Неслучайно в неё влюбляются все встреченные ею на жизненном пути мужчины, но, отдав каждому частичку себя, Москва истово стремится к всеобщей гармонии. А заканчивает свой жизненный путь, став инвалидом и притулившись к пенсионеру, вся страсть которого в облигациях госзайма. Отряд же строителей светлого будущего, как водится, не заметил потери бойца...
У «Табакерки» получился спектакль о том, как лучшие люди своего времени, стремясь служить утопии, бросают в топку безнадёжной идеи свои ум, страсть и талант и в конце концов просто растворяются в толпе. Моё впечатление оказалось созвучным мнению одной из зрительниц, тихо сказавшей под шум аплодисментов: «Страшно-то как, Господи...».

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин назвал вошедшие в золотомасочную историю спектакли «наиболее объективной и честной летописью жизни страны». Малую толику этой летописи ярославцам посчастливилось увидеть в течение минувшей недели (а впереди ещё – встречи со спектаклем Петра Фоменко «Семейное счастие» и екатеринбургской «Песней не про любовь»). И хочется верить, что подобные фестивали станут доброй традицией.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают