Манера скульптора, славного своим тонким восприятием пропорций, презентовать свои произведения различным российским городам к различным юбилеям, общеизвестна. Первым стал гигантский Пётр Первый, предназначавшийся, по слухам, Северной Пальмире к её 300-летию. Однако интеллигентные петербуржцы, узрев чёрного монстра за корабельным штурвалом на фоне вант, вежливо, но твёрдо отказались. Отныне император как вечное напоминание устроился на набережной напротив «Президент-отеля» в Москве, поражая иностранцев. Это символично: Пётр Первый первопрестольную не любил и, похоже, через творение скульптора таким образом отомстил златоглавой.
История умалчивает, как относится Церетели к Ярославлю, однако и нас не миновала чаша сия. Вчера в город прибыл двухметровый взъерошенный медведь, изваянный в позе разозлённого орангутанга. Одной лапой он свирепо замахивается на зрителей, второй сжимает рыбину.
Рыба в свою очередь сильно похожа на «золотую рыбку» с иллюстраций художника Васнецова к «Сказкам Пушкина». Надо полагать, скульптор таким образом намекает, что в Ярославле уже ухватили за хвост удачу и скоро нас всех ждёт экономическое процветание.
Заместитель директора департамента городского хозяйства Николай Постников, доставивший чудо из Москвы, на вопросы журналистов сказал с оправдательной интонацией:
– А детям он понравился…
Памятник медведю с рыбкой в правой лапе обойдётся городской казне не совсем бесплатно: устанавливать его будут этим летом в парке 1000-летия Ярославля на деньги налогоплательщиков. Ярославский народный фольк-лор, без сомнения, наградит этот подарок своими прозвищами. А в чём можно быть совершенно уверенным: если в тёмное время суток в парке влюблённая парочка наткнётся на чудище, то демографическую кривую она вряд ли сможет исправить…