Началась она тем, что вызванных на сцену посланцев разных театральных вузов с географией от Владивостока и Якутска до Санкт-Петербурга... закидали апельсинами. Символический фрукт со времён комедии «Любовь к трём апельсинам» знаменитого итальянского театра масок на сей раз не оказался бутафорией. Апельсины были такими же настоящими, как и чувства неунывающих героев этого спектакля.
Из рук исполнителей ролей в «Сильве», не успевших даже переодеться, апельсины, как мячики, летели со «второго этажа» сцены на первый. Там младшие собратья наших дипломников на лету их ловили – на память об этих столь щедрых на адреналин семи фестивальных днях.
Последним, кто, не скупясь, полной мерой делился им с молодёжью на своём мастер-классе, был заведующий кафедрой пластической выразительности актёра столичного Щукинского института профессор Андрей Дрознин. Для начала презентовал свою книгу «Дано мне тело... Что мне делать с ним?» – почти десятилетнее исследование связи духа и тела. А затем на полную выкладку устроил фирменный тренинг.
Пожалуй, самыми старательными и умелыми ассистентами профессора в исполнении заковыристых скруток и растяжек были студенты единственного в России Московского института искусств для тех, кто не слышит и кому по ходу мастер-класса требовался перевод комментария профессора на язык жестов.
Пластика и жест, танец и мимика, их высокая энергетика не оставили равнодушных среди зрителей показанной накануне в театре имени Фёдора Волкова композиции «Всё начинается с любви» – по стихам Жака Превера, Роберта Рождественского и рассказам Антона Павловича Чехова, выпускной постановки театрального факультета, где преподают педагоги вахтанговской школы.
По русскому обычаю на закрытии всем фестивалем гости и хозяева посидели на дорожку. Посмотрели слайд-программу со стоп-кадрами, сделанными на спектаклях, мастер-классах и за кулисами. В едином порыве чествовали мастеров выпускных курсов. Всех вызывали на сцену, уважили каждую из двадцати двух представленных на фестивале театральных школ. Как народных артистов зал приветствовал педагогов стоя.
Под занавес слушали напутствия главного режиссёра Волковского театра, лауреата Берлинского кинофестиваля Сергея Пускепалиса, лауреата премии Американской киноакадемии «Оскар» анималиста Александра Петрова, худрука Российского молодёжного театра, председателя экзаменационной комиссии-2010 ЯГТИ Алексея Бородина и тех, кто этот фестиваль придумал и после прошлогоднего вдохновенного рывка вперёд не даёт ему остановиться.
– Третий фестиваль – будет! В такие же апрельские дни, на том же самом месте! – уверенно оповестил всех директор Волковского театра Борис Мездрич.
– В том и состоит смысл этой истории, – объяснил Борис Михайлович, – чтобы у начинающих актёров на всю жизнь оставалась память о том, что их дебют состоялся именно здесь, на подмостках первого русского профессионального театра.
Не растерять полученного на фестивале энергетического заряда пожелал всем ректор Ярославского театрального института профессор Сергей Куценко. К слову, его студентам этот заряд пригодится уже в ближайшие дни. В стенах института начинаются горячие деньки – экзаменационная сессия.