– День сегодня особенный, всё как-то счастливо сошлось: потрясающий музыкант Гергиев и его оркестр, сцена первого русского театра, тысячелетний Ярославль, земля древнейшей из российских епархий. Где, как не здесь, и звучать этой музыке, сочинённой на тысячелетие крещения Руси, – не скрыл своих чувств автор «Стихиры». Вместе со своей супругой, легендарной Майей Плисецкой, он стал почётным гостем Пасхального фестиваля.
Встреча перед концертом с журналистами организаторов, спонсоров, гостей фестиваля и участников однодневной гастроли началась кратким «прологом». Поздравления губернатора Сергея Вахрукова принимал ведущий пресс-конференции, директор театра Борис Мездрич. Все вместе порадовались успеху спектакля ярославцев «Горе от ума», сыгранного накануне в театре Моссовета по программе показов лучших российских постановок – номинантов национальной театральной премии «Золотая маска».
Выразив Гергиеву, инициатору Пасхального фестиваля, посвящённого в этом году 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, признательность за внимание к Ярославскому краю, губернатор предоставил ему слово.
– Региональная часть фестиваля шесть лет назад начиналась именно в Ярославле, – напомнил Валерий Гергиев. – Это была дань нашего уважения древнему городу, и я рад, что обещание выполнено. После открытия фестиваля в Москве Ярославль – снова первый на гастрольном маршруте по городам России этого общенационального праздника искусств, объединяющего народы и времена.
По просьбе журналистов маэстро рассказал о программе концерта. Дирижёра Мариинского театра, профессора консерватории, народного артиста России Сергея Ролдугина персонально представил он как человека, чьё участие поможет сыграть программу в том варианте, как она задумывалась. Отложив все дела, Сергей Павлович пришёл фестивалю на выручку, заменил заболевшего солиста в номере «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» Чайковского.
Ярославские ценители настоящего искусства оркестр Мариинки любят и уважают, и это, конечно, не новость. Уважают за то, что ему больше двухсот лет, за его пультом стояли Чайковский, Вагнер, Сибелиус, в наши времена Мравинский, за то, что Гергиев и его музыканты не теряют высот. А любят, потому что, как выразился один уважаемый меломан, «у них там не ноты, а музыка, играют как дышат». Вчера после заключительного номера – торжественной увертюры Чайковского «1812 год» зал не отпустил их со сцены. И они без объявления номеров просто играли – то самое, о чём говорят: музыка на все времена.
После концерта, обращаясь к гостям, общее мнение выразил губернатор. Сердечно поблагодарил их за щедрый подарок к 1000-летию Ярославля.