Заспорили на днях два городских старожила, наши читатели: кому, какому историческому персонажу поставлен памятник у перекрёстка проспектов Ленина и Октября? Кто он, бравый усач со старинным бердышом в одной руке и курительной трубкой в другой? Какую несёт он службу возле своей сторожевой будки и почему место для его поста выбрано именно там, на бульваре, наискосок от бюста Карла Маркса?
Отдадим должное дотошности спорщиков, решили-таки выяснить, кто прав, кто виноват, прямо на месте. Осмотрев «постового» с тщательностью сыщиков и не найдя ответа ни на один свой вопрос, включая самый главный – как же скульптурная композиция называется, дали они знать редакции о своём полнейшем недоумении.
Первым делом пообщались мы с автором – заслуженным художником России Еленой Пасхиной. Елена Васильевна напомнила всё по порядку. Идея восстановить исторические заставы в бывших губернских городах принадлежит Союзу архитекторов России. В Ярославле её оценили и отнюдь не только на словах поддержали.
Начать решили с Романовской заставы. По «Регулярному плану Ярославля» 1778 года, ставшему классикой градостроительства, место для заставы разработчики плана выбрали на въезде в город со стороны древнего Романово-Борисоглебска. Инициатором начинания стала мэрия, провести его в жизнь горячо взялась администрация Ленинского района в лице тогдашнего заместителя её главы Владимира Слепцова. На лепные и самые дорогостоящие литейные работы с его непосредственным участием нашли спонсора, им стала управляющая компания «Ярослав Мудрый».
Свои обязательства она аккуратно выполнила, скульптуру постового отливали на знаменитой подмосковной фирме «Литарт». Осенью 2008 года с учётом конкретной градостроительной ситуации была установлена – примерно там, где до революции несли свою государеву вахту постовые одной из четырёх городских застав – следили за порядком, собирали дорожную и городскую подати.
Позаботилась автор и об исторической справке. В свой час чертежи декоративной бронзовой доски с текстом «на свитке» были представлены Владимиру Слепцову, ставшему тем временем заместителем мэра Ярославля.
С тех пор земля успела совершить вокруг солнышка полный оборот, Ярославль благополучно вступил в год своего 1000-летия, а довести до ума памятник, имеющий самое прямое отношение к истории города, как-то всё, видимо, руки не доходят.
После нашего звонка помощник заместителя мэра Владимир Орлов обещал вопрос «взять в голову» и дать нам ответ «до конца рабочего дня». Обещание Владимир Иванович выполнил. Сообщил, что пластиковая табличка с текстом исторической справки была установлена вместе с основной композицией, но... «табличку украли вандалы». Проблема с бронзовой доской «прорабатывается».
Ну да, дел у мэрии, как всегда, невпроворот. Всё же горожане, что ни говорите, вправе обижаться за своего «постового». Ко двору пришёлся многим, этот вылитый расторопный ярославский мужичок верно служит державе. Его неизвестные доброжелатели стараются, чтобы у него в трубке всегда был табачок, а в полевой сумке звенела мелочь на махорку.
Только вот по вечерам стоит служивый в полной темноте. Ещё одна грустная подробность вниманию департамента городского хозяйства – прямо нам в тему. Нижняя подсветка памятника и его декоративные фонари действуют. А вот освещающий всю фигуру главный прожектор «Романовской заставы», по словам автора, перегорел ещё год назад. Лампу так и не сменили.