Ремонтные и реставрационные работы в музее ведутся начиная с 2003 года согласно специальной программе реконструкции Губернаторского дома, инициированной Анатолием Лисицыным. И хоть в сегодняшней «большой стройке» Ярославля здание музея не может похвастать статусом «объект тысячелетия», а, стало быть, не имеет и финансирования из федерального бюджета, сроки окончания музейного ремонта также приурочены к сентябрю 2010 года, к юбилею города. Только в текущем году на приведение Губернаторского дома в достойный вид из бюджета области выделено более 20 миллионов рублей.
– Нам просто необходимо «подтянуть» уровень здания до масштабов нашей коллекции, – считает директор музея Алла Хатюхина.
Действительно, как в ювелирном изделии важен не только камень, но и безупречность оправы, так и музейные экспонаты высочайшего уровня требуют безукоризненных выставочных помещений. Однако совсем недавно эти два зала были самыми проблемными в здании музея. Трещина по наружной стене, частичный обвал потолка, практически разрушенное межэтажное перекрытие в губернаторском кабинете... – все эти и многие другие сложные задачи пришлось решать архитектору и реставратору Вячеславу Сафронову и исполнителю работ, главному инженеру фирмы «Ремсервис» Александру Зубанкову. Подрядчик Александр Фёдорович Зубанков признался, что за время работы в музее он так сроднился с этими стенами, что воспринимает себя не как строителя, а как музейного сотрудника.
– Всех сложнее нам далась замена кровли крыши. Всё остальное уже шло по накатанному, – пояснил не склонный к пространным речам строитель.
Однако этот «накатанный» процесс был так идеально отлажен, что выставочная работа музея в ходе ремонтных и реставрационных работ не прерывалась ни на один день. Этот момент с признательностью строителям отметили все музейщики.
Случились в рамках большого ремонта и неожиданные для архитекторов и музейщиков открытия. Когда занимались гидроизоляцией здания, а для этого нужно было откопать небольшие рвы вдоль стен по периметру дома, рядом с главным входом в музей обнаружилась арка высотой почти в человеческий рост.
– Мы исследовали её, и оказалось: от арки шёл подземный ход в не сохранившийся ныне грот на нижней набережной, расположенный аккурат под смотровой площадкой на верхней набережной, – поделился открытием Вячеслав Иосифович Сафронов.
Сейчас всё безукоризненно отремонтировано: восстановлена лепнина, в залы ведут новые двери, выполненные по единственному образцу, сохранившемуся от первоначальной постройки. Выставка смонтирована с помощью лучшей повесочной системы в России, предоставленной санкт-петербургской фирмой «Раритет». Залы получили второе рождение. Однако до сентября 2010 года надо успеть ещё немало.
– Зависит это от того, насколько удачно пройдут торги по 94-му федеральному закону, потому как время проведения конкурсных процедур может затянуться, и от оперативности бюджетного финансирования, – определяет двух китов предстоящих строительных работ Алла Хатюхина.
В планах первого квартала 2010 года – ремонт вестибюля, двух пролётов парадной лестницы, ведущей на второй этаж, и оставшаяся анфилада залов (а их четыре) второго этажа. Продолжатся также работы по ремонту ограды Губернаторского дома, а в парке упор будет сделан на реконструкцию дорожек. Именно от этого зависит проведение дальнейших ландшафтных работ. На парковое пространство у музейщиков большие планы: это и традиционная выставка скульптур в пленэре, и фестиваль современной скульптуры «Диалоги во времени», начало которому было положено в этом году.
А Вячеслав Сафронов позволил себе немного помечтать – рассказал не только о реальных перспективах, но и о прожектах, давно «вымечтанных» со всех сторон. Это восстановление двух флигелей, составлявших изначально единый комплекс с Губернаторским домом: в одном ныне жилые квартиры, второй – тот, что выходил на Народный переулок, – вовсе утрачен. Есть у реставратора и эскизный проект восстановления и приспособления под выставочные помещения здания каретника, сейчас практически руинированного.
– Главное достоинство музейщика – терпение. Мы умеем ждать, может, дождёмся и воплощения в жизнь этих планов, – высказала общее мнение искусствовед Людмила Яновна Битколова.