История появления этого пасхального яйца напоминает детектив. Фарфоровая антикварная «безделица» была вывезена за границу в смутные годы революции. На сотню лет оно исчезло из виду. И вдруг в феврале прошлого года один из жителей Ярославля получил из Америки небольшую посылочку. В ней оказалось антикварное яйцо.
- Для того, чтобы оформить поступивший товар, получателю необходимо было предъявить декларацию и акт специальной регистрации, подтверждающий культурную ценность данного предмета, - рассказывает начальник отдела таможенных платежей, полковник таможенной службы Надежда Зельтина.
Однако нужные документы любителем старины вовремя собраны не были. Когда истекли предписанные законом два месяца, сотрудники Ярославской таможни направили документы в Росимущество для признания фарфорового яйца «ничейным», что посредством решения Кировского районного суда и позволило ему приобрести статус федеральной собственности.
- Сразу стало понятно, что это фарфоровое яйцо имеет историческую ценность, - поделилась с нами старший государственный инспектор управления Росохранкультуры по Центральному федеральному округу Надежда Краснова. - Нами была проведена историко-культурная и оценочная экспертиза, согласно которой выявлено, что яйцо было изготовлено в период 1905 - 1916 годов и действительно имеет принадлежность к царской семье Романовых.
Согласно вышеупомянутой оценочной экспертизе, стоимость антикварного пасхального яйца определена в сумму 18442 рубля.
На вопрос, откуда взялась столь точная и, признаться, смешная цена для царской «вещицы», ответила представитель таможни Надежда Зельтина.
- Посылка была оценена в долларах США, после перевода этой суммы по курсу Центробанка на тот период времени вышло 18442 рубля.
Но тут вмешалась главный хранитель Ярославского музея-заповедника Вера Чебунина (на снимке):
- Минуточку, - прервала она бурные обсуждения дешевизны антиквариата голосом строгой учительницы, - я бы хотела уточнить вот какой момент: согласно федеральному закону о музеях, музейный предмет бухгалтерскому учёту и оценке не подлежит. Мы вправе определить лишь его страховочную стоимость на тот момент, когда данный экспонат будет выставляться вне стен музея. Но в любом случае в первую очередь речь идёт о его культурной и исторической ценности.
Между тем, все официальные лица поставили свои подписи под актом приёма материальных ценностей. Последней автограф оставила главный хранитель Вера Вячеславовна Чебунина, зафиксировав тем самым исторический момент, когда фарфоровый антиквариат, повысив свой статус, стал музейным экспонатом. Пасхальному яйцу присвоен номер основного хранения, и в скором времени он будет выставлен в музейной коллекции фарфора.
- Всего в фондах музея есть три фарфоровых пасхальных яйца. Это, романовское, четвёртое. Оно в очень хорошем состоянии, хотя, конечно, есть некоторые потёртости и, видите? - Вера Чебунина указала на две небольшие дырочки с противоположных концов яйца, - утрачена лента, на которой яйцо было подвешено.
Сотрудники музея были очень взволнованы счастливым случаем, благодаря которому музейная коллекция в одночасье пополнилась раритетом с царской символикой. Едва последняя завитушка подписи ответственных лиц легла на документ передачи яйца в собственность музея, музейщики выстроились в очередь - посмотреть, в руках подержать, пока раритет находится ещё в «свободном» доступе.