Конечно, волновались. Как без этого. Фестивальную публику, где каждый второй критик, актёр, журналист, удивить и тронуть довольно сложно. Смогли. Работали вдохновенно, добросовестно, азартно. Зрители, похоже, вначале удивились необычной сценографии, размещению на сцене и вовлечению всех в напряжённое действие. Но скоро и увлеклись, и вовлеклись. Эмоции развивались по нарастающей, и в конце второго спектакля зал встал и, аплодируя в унисон, кричал: «Мо-лод-цы!»
Вдохновлённые успехом волковцы на вечерней фестивальной тусовке ещё блеснули капустником, зарифмовав в «Ярославских робятах» екатеринбургские прелести. Город действительно поразил гостей своим простором, чистотой, новостройками - цветными небоскрёбами и прекрасными набережными. Погода была летней и настроение - солнечным! А фестивальный опыт - бесценным...
Фестиваль «Реальный театр» живёт уже двадцать лет, собирая по России лучшие премьеры прошедшего сезона. Его учредители - Министерство культуры России, Министерство культуры Свердловской области, управление культуры администрации г. Екатеринбурга, СТД России, Екатеринбургский театр юного зрителя. «Реальный театр» внесён в реестр международных фестивалей. И в этом году форум посетила делегация из Франции.
Принцип фестиваля - ориентация не на звёздные имена, а на звёздные спектакли. Задача - представить полную и реальную картину современного театра, обнаружить новые тенденции как эстетические, так и репертуарные, помочь художникам, режиссёрам, артистам эти тенденции осознать для дальнейшего развития театрального искусства.
В этом году афишу фестиваля составили 18 спектаклей самых разных жанров, выстроенных по принципу контраста - от классических до полуперфоменсов, от сложных, умных до искромётных, весёлых. Это театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Красноярска, Перми, Тюмени, Могилёва, Кудымкара, Ярославля и четырёх театров из Екатеринбурга. В рамках фестиваля театральный критик из Франции Жан-Пьер Тибада прочёл лекцию «Театры Лагарса», ежедневно работала секция критиков.
По мнению арт-директора фестиваля Олега Лоевского, «Русский театр достаточно консервативен - в этом его прелесть и его болезнь. Консервативность в том, что у нас мало авторского театра, когда режиссёр выступает как создатель новой реальности. Кроме того, русский театр - театр интерпретаторский: берётся классическая пьеса и пересказывается с большими или меньшими подвывертами. Совсем мало современной драматургии, а ведь театр не может существовать без неё. Главное, что есть в театральной России, - это огромное количество блистательных артистов!»
На приёме у главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого, который стабильно поддерживает театральные инициативы, состоялся интересный диалог гостей фестиваля, среди которых был французский режиссёр Франсуа Рансийака. Все коллеги в один голос ратовали за стремление современного театра к художественным экспериментам.
Народный артист России Игорь Ясулович сказал: «Несмотря на кризис, реальный фестиваль состоялся. Это важно, что коллеги встречаются, общаются, профессионально растут». Критик Роман Должанский: «Количество новых спектаклей, новых идей, человеческих связей по эффективности бесценно. Процент фантастический у этого фестиваля». А Борис Мездрич подвёл итог: «Август - тяжёлый месяц, что-то всегда в мире случается. Это потому, что театры в августе не работают!»