суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 02 июля 2009

Озорные скоморошины Людмилы Ковалёвой

В театре кукол режиссёр Владимир Кулагин поставил необычный спектакль «Озорные бывальщины» для заслуженной артистки России Людмилы Ковалёвой.

автор Маргарита ВАНЯШОВА    фотограф Дмитрий Бахтин

 

Это моноспектакль, играет только одна актриса. В создании спектакля принимали участие художник Игорь Бабанов (ставший фактически вторым режиссёром, равноправным автором спектакля), хореограф Светлана Варзанова (русский народный танец, разнообразные кадрили), музыкант Яков Казьянский (не просто музыкальное сопровождение, а душа спектакля - русские народные мотивы, лирические и смеховые, озорные и протяжно-певучие).
Выходит павой-лебёдушкой русская крестьянка в старинной одежде северных русичей, отдаёт поклон, разговаривает со зрителями и своим воображаемым ненаглядным желанным гостем... Зовут удальца Малина. «Гость на гость - хозяйке почёт...» А гостей в крестьянской избе будет немало!
«Во деревне нашей Уйме развесёлый люд живёт...», но вместе с ней в этом сказочно-волшебном действе участвуют десятки удивительных предметов, знакомых и незнакомых, и «простые вещи» приобретают неожиданный облик, трансформируясь и преображаясь. Лирико-пейзажные зарисовки и жанровые картинки сельской жизни чередуются, над всем витает образ гармони.
И режиссёр, и актриса работали над сценарием, куда вошли новеллы Шергина и Писахова, Фёдора Абрамова и других классиков. Так на сцене возникло своего рода карнавально-игровое действо, проявившее рельеф души русского Севера.
То ли Василиса Мелентьевна (из повести Абрамова «Деревянные кони»), то ли сказочная Милитриса Кирбитьевна возникает перед нами на сцене. Сказовый слог, которым овладела Ковалёва, зачаровывает. Говор протяжный, окающий, с протяжными окончаниями, есть в речах и потешки, и заплачки, и припевки. Актриса органично переходит от слова к танцу. Слово, танец и музыка в её пластике сливаются во­едино. Людмила Ковалёва увлечена своим опытом и уходит в него, пытаясь вместе с маленькими зрителями проникнуть в красоту русского пейзажа, русской деревенской избы, русского скоморошества.
В её руках появляются и оживают куклы. Это жители деревни Уйма. Деревня, «где дома стоят гордые, как Ломоносов». В синеве неба, как в языческие времена, - «не солн­це - Ярило». Здесь солнце никогда не заходит, и солнечный круг актриса лихо завертит, объяснив, что солнце здесь не имеет привычки куда-то уходить или заходить. Здесь всё время сияет северное сияние, и его можно по­трогать руками. Травки здесь не приминаются, цветочки не наклоняются и не вянут. А бурый медведь однажды вывалялся в муке, бабы пироги пекли и увидели, как из бурого медведь стал белым, северным... В руках Людмилы Ковалёвой оживают и говорят рыбы, прялки, рубильники (ими прежде отбеливали и гладили бельё), разговаривают чайник, кувшин и чашки... Дети знакомятся с нашей деревенской исторической памятью, например, деревенским ритуалом чаепития. Шумит самовар, который становится похож на человека. Самовар, а следом за ним и уйминские мужики во сне летают и попадают на Луну, бабы в деревне, озорные и языкастые, сплетничают... А жёны убиваются, плачут по мужьям, по единственным, оставшимся на Луне... Деревенька спит. Егорушке снится, будто он на рыбе мчится. Рыбаки ловят рыбу... шестами. Малина Налима поймал, и на цепочке, точно собаку, стал водить по деревне. Налим Налимыч поёт песенки... Это всё небывальщины. У Ковалёвой всё певуче, просторно, лирично. Спектакль рассчитан на все возрасты. Его с любопытством смотрят малыши и с ностальгией - бабушки и дедушки.
Яблоня зацвела. И вот актриса - сама цветущая яблоня... И на одеждах яблоневые цветы. Яблоневый цвет дарит спокойную уравновешенность колорита. Есть сцены яркие, броские, есть притушённые тона при общей чистоте красок этого спектакля. Свет повсюду - он придаёт особое очарование картинам. Изображения природы и человеческих настроений, переливаясь, перетекая одно в другое, создают ощущение гармонии человека с окружающим миром. наши зрители сегодня нуждаются в чувстве гармонии как никогда. И оттого благодарны коллективу замечательных художников, создавших этот спектакль вместе с актрисой Людмилой Ковалёвой.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Художник, не боящийся цветаНачиная с 2000-го, практически ежегодно художник радует своих поклонников полновесными, продуманными,
  • Яшин главрежем не будетАкадемический театр драмы имени Волкова в последнее время находится в центре внимания прессы по причине
  • Традиции и современостьВ выставочных залах Союза художников открыта уникальная выставка «Традиции и современность». Выставка