Пятилетний Фам Минь Дык придирчиво оценивает, как взрослые – руководитель изо-студии «Синяя птица» Светлана Кожохина и искусствовед Ирина Реховских – расставили его инсталляцию «Мой город в большом мире». Видит какие-то недоделки, с которыми он как автор категорически не согласен, тут же устраняет их, двигая фрагменты композиции – расписанные красками бутылки – правее-левее. Ни педагоги, ни мама, Вера Александровна, не вмешиваются: художнику виднее.
Инсталляция, придуманная и полностью выполненная пятилетним малышом (мама помогала совсем чуть-чуть), сделала бы честь и взрослому художнику. Композиция состоит из карты мира, воплощенной в технике аппликации, и стеклянных бутылок. На каждой из них изображен некий художественный образ, который автоматически возникает в сознании зрителя при упоминании той или иной страны. Так, к примеру, Америка ассоциируется со статуей Свободы, Италия неотделима от Пизанской башни, а Россия – от церковных куполов... Расставлены бутылки-символы на соответствующих странах и континентах.
Самое поразительное, что автор занимается в изостудии меньше года, и это – его первая серьезная выставка. От интервью Фам Минь Дык, застеснявшись, сбежал, надежно спрятавшись за мамой. Зато Вера Александровна охотно рассказала, что к рисованию сын приобщился в три с половиной года, и уже тогда его видение окружающего мира отличалось нестандартностью. Автомобиль, например, малыш начинал рисовать с номера, постепенно «обрисовывая» его прочими деталями в виде кузова, колес и руля.
– А как родилась идея создания представленной на выставке композиции?
– Благодаря журналу «Неугомонные дети». Там главные герои – малыши-путешественники. Мы, читая об их приключениях, все страны выучили.
– А расписные бутылки – они откуда?
– Это уже последствия посещения выставки Вальрана. Сыну так понравилось!
Напомню: персональная выставка питерского художника Валерия Вальрана состоялась в Губернаторском доме осенью минувшего года. Она была приурочена к десятилетию межмузейного проекта «Петербург – Ярославль – Петербург», в рамках которого ярославцы имели возможность познакомиться с творчеством ведущих современных художников города на Неве.
Дети-дошкольники и автор натюрмортов, в которых, по словам самого Валерия Вальрана, «перемешаны метафизика, сюрреализм, примитивизм, минимализм», – казалось бы, что их может объединять? А вот что.
Оказывается, на протяжении последних трех лет художественный музей принимает юных студийцев у себя в гостях. На этих встречах детвора учится смотреть и понимать произведения искусства, узнает историю своего родного города, пытается творчески выразить впечатления от увиденного.
– Мне безумно интересно работать с этими ребятами, – говорит искусствовед Ирина Реховских. – Есть просто гениальные малыши. Правда-правда! После некоторых занятий, например, когда мы изучали пространство музея, лежа на полу, или когда представляли себя арт-объектами, или когда «выгрызали» произведения искусства из яблок, я сама начинала на многие привычные мне вещи смотреть по-новому.
Результатом подобных занятий являются выставки-проекты. «Городские легенды» – из их числа.
Четырехлетние художники подготовили для этой экспозиции рисунки под названием «Медведь – символ нашего города». Ребята постарше запечатлели исторические сцены из основных ярославских легенд. А кому-то приглянулась современная история города. Алиса Соловьева, к примеру, нарисовала «Ярославский Новый год», а Рите Рябовой запомнилась «Масленица».
Выставка «Городские легенды», являющаяся составной частью социокультурного проекта «Внимание! Дети!», интересна в первую очередь не достижениями юных ярославцев в области изобразительного искусства. Зритель, незнакомый со спецификой детского рисунка, это не всегда сможет оценить по достоинству. А вот сам факт развития творческих качеств у ребенка чуть ли не с пеленок, момент совместного творчества родителей и детей (на занятия многие ходят семьями), аспект взаимодействия учреждений дополнительного образования и музея – эти позиции представляются достаточно интересными и перспективными. И я думаю, в ближайшем будущем у начинающих художников появится шанс еще больше нас удивить. Руководитель изостудии «Синяя птица» Светлана Кожохина планирует начать обучать живописи... двухлетних карапузов.