На выставке представлено более ста произведений, но куратор выставки искусствовед Нина Голенкевич признаётся, что она сама хоть и отдала исследованиям именно в этой области изобразительного искусства много лет, но до сих пор не перестаёт удивляться богатству музейной коллекции - в фондах художественного хранится более пятисот произведений мастеров петербургского авангарда.
В экспозиции представлены живописные полотна и графические листы Татьяны Глебовой, Павла Кондратьева, Владимира Стерлигова, Николая Басманова - учеников видных мастеров русского авангарда начала ХХ века Филонова, Малевича, Матюшина. Примечательно, что и Татьяна Глебова, и Павел Кондратьев хоть и считаются мастерами петербургской школы, но и немножко «наши», ярославские. Татьяна Глебова является представительницей дворянского рода Глебовых, чьё «родовое гнездо» находилось в Ярославской губернии. А юность Павла Кондратьева прошла в Рыбинске, здесь он начинал свой творческий путь в Пролеткульте, совмещая занятия живописью с работой в Рыбинском музее. В Ярославском художественном хранится самая большая часть наследия автора - 84 живописных и более 300 графических произведений.
Экспозиция построена по принципу матрёшки: если в первом зале представлены произведения непосредственных учеников Филонова, то другие залы представляют подборку работ художников следующих поколений, исповедующих ту же стилистическую направленность. Это «шестидесятники» Елизавета Александрова, Владимир Волков, Сергей Спицин, которые, мастерски освоив реалистическую манеру письма, начали экспериментировать с идеями футуризма, кубизма, других неприемлемых для советского искусства направлений, то есть пошли по следам мастеров русского авангарда начала прошлого века.
Не все произведения, имеющие высокую художественную ценность для музейных сотрудников, столь же благоговейно воспринимаются рядовым зрителем. Однако даже ярые пессимисты не смогли устоять перед «Осколком Византии» Алексея Гостинцева. С помощью обыкновенных строительных гвоздей, вбитых в доску под разными углами и на различную глубину, художнику удалось создать подлинное произведение искусства, отсылающее внимательного зрителя к византийской мозаике.
- Это в первую очередь освоение культурного пласта, обращение к прошлому и его осмысление современным авторам, - пояснила Нина Голенкевич. - Задача музея состоит ещё и в том, чтобы не просто сохранить произведение искусства, но и воспитать зрителя, способного это оценить.
Авангард отстаивал право художника работать так, как он считает нужным. Вопрос же о том, насколько приблизился современный зритель к пониманию авангарда прошлого века, по-прежнему остаётся открытым.