Дежурная по выставке, гид и мастерица в одном лице Любовь Ивановна Платова не только проводит здесь экскурсии, но и даёт мастер-классы. Научить она может многому: плетению из нитей и из лозы, изготовлению цветочных композиций из кожи и украшений из бисера, азам флористики и художественному вязанию крючком. Разложенные на её столе изящные вещицы удивляют своим разнообразием – неужели всё это может освоить один человек? Тут кроме талантливых рук ещё и душевная лёгкость, позволяющая осваивать столь разные направления художественного творчества. Техника исполнения каждой работы вполне достаточна для того, чтобы отправить её на какой-нибудь сувенирный прилавок для добавки к учительской пенсии.
– Работы свои никогда не продаю, потому что всегда найду – кому подарить, – с улыбкой говорит Любовь Ивановна.
Желание дарить – непременная составляющая любой творческой личности, и это лишь дополнительное свидетельство того, что и так ясно: перед нами – талантливый человек.
– Мы – из крестьян, – с гордостью рассказывает Любовь Ивановна. Гордость не за происхождение, давно вышедшее из «социально-государственной» моды, а, как и должно быть – за своих родителей. – Отец умел всё: и пахать, и сеять, и крыши крыть, и обувь шить. Какие новогодние игрушки из дерева вытачивал – их ёлка была лучшей в деревне. А про мать говорили: «Если Верушка Селиванова первый сноп связала – быть хорошей жатве». У красавицы Верушки коса до колена, а голос такой, что песней до самой глубины души достанет. Мама – земная была, мудрая. И когда пела, голос её, словно из самой земли шёл.
От родителей уехала рано: по окончании Даниловского педучилища попросила «послать, куда Родине нужнее». «Нужнее Родине» было за полярным кругом. 55 градусов, когда выдох застывает облачком – это мороз, а 50 – почти тепло. Вышла замуж за парня с Сахалина и поехала за ним. «Дочка, я ж тебя не для каторги растила», – писала ей мать на далёкий остров. Но как уедешь – дети появились, а муж о переезде слушать не хотел. Работала на Сахалине в школе – сначала учителем географии, а потом завучем и директором. Только через 28 лет, когда умерли родители, её так потянуло в родные края, что в своём решении вернуться была уже непреклонна. Поселились в старом деревянном доме на Перекопе, на месте свалки разбили огород. Соседи только диву давались, какие диковинные растения «приручила» Любовь Ивановна. Вырастила вьетнамский кабачок – лагенарию. Плод 1,5 метра длиной, отрезаешь, сколько нужно, и он дальше продолжает расти. Её ирга и поныне столько ягод даёт, что на всех подруг и соседей хватает. А одну из своих огромных тыкв подарила Эдуарду Успенскому, когда он приехал со своей «гаванью» в Ярославль. Купила самый дешёвый билет – на пенсию не «разбежишься», и на встречу с любимыми исполнителями пошла с подарком. Успенский заплатил щедростью за щедрость – уступил ей свой стул на сцене. Провела с певцами и музыкантами весь вечер – спасибо тыкве.
Вскоре её нерастраченной за жизнь творческой энергии только в доме и на огороде стало тесно. Пошла в социальную службу – своим родителям в старости помочь не успела, далеко Ярославль от Сахалина – так хоть за чужими стариками поухаживать. Общительную, улыбчивую сотрудницу заметили и … пригласили поучаствовать в конкурсе красоты в номинации «Бабушки-красавицы». Решила – почему бы и нет? Из 40 красавиц-пенсионерок отобрали для участия в конкурсном шоу 13. Пришлось бабушкам петь и танцевать, демонстрируя свою неувядающую красоту. За время репетиций подружились так, что расставаться не хотелось. Из этой дружбы 15 лет назад и родился городской клуб «Бабушки-красавицы». Правда, слова «бабушка» здесь никто не произносит, между собой они – «девчонки». Самой молодой – 55, а самой старшей – 90. Стали собираться на посиделки – не только чай пить со своими пирогами, но и учить друг друга тому, что умеют. Такие же встречи она организовала и для своих подопечных – перекопских старушек. Получились «Посиделки у Любаши». У каждой встречи своя тема: то «Божий огород», то «Садовые страсти». К ним готовятся, собирая материал из книг и газет. Не обходится и без разговоров «за жизнь» – им есть что вспомнить и о чём рассказать. Вместе и посмеются, а иногда и поплачут. Вместе и петь стали – теперь их и на концерты, и на конкурсы приглашают. Да и выставки народного творчества без их участия не обходятся.
– Начинала с тряпочек – это было более знакомо, – рассказывает мастерица, перебирая в руках свои работы разных лет. – Потом научилась плести из лозы. Затем увлеклась бисером – наделала себе самых разных украшений. Потом заинтересовалась кожной пластикой. Здесь мне важно было показать, что цветы можно делать из всего. Увлекалась и вязанием крючком – всю жизнь мечтала этому научиться. Скатерти, салфетки, кофточки, цветы – чего только не навязала! Потом поняла, что по-настоящему моё – это флористика. Не зря же столько лет в школе преподавала географию! Да и материальных затрат для занятий никаких – лютики-то на каждой даче растут. Самое последнее увлечение – создание цветочных композиций из лент.
Каждая из работ, предназначенных для мастер-класса, в разные годы побывала на выставках, в которых Платова принимает участие все 15 лет жизни клуба «Бабушки-красавицы». Теперь эти вещицы помогают Любови Ивановне обучать новых «красавиц» делать картины из кожи и панно из лютиков.
Но главный её мастер-класс всё-таки не в этом. Всем, кто попадает в поле её неуёмной энергии, она даёт урок правильного, мудрого отношения к жизни. Творить добро и красоту настолько, насколько это в твоих силах и возможностях. Любовь Ивановна не жалуется на маленькую пенсию и на отсутствие льготных лекарств, не ругает за недостаточное внимание «неблагодарных» детей – всё это пенсионные разговоры для «скамейки». Пенсия к ней, конечно, тоже приходила. Но ни дома, ни тем более на скамейке её не застала. Ведь вокруг так много интересных занятий, которые надо ещё успеть освоить.