Не будет преувеличением сказать, что в последнее время центр художественной жизни России переместился из столиц в Ярославль. Проекты, один масштабнее другого – выставка художников Центрального региона, экспозиция монументального искусства России, мощный десант питерских монументалистов, то есть экспозиции, которые сделали бы честь самой престижной площадке Москвы, – один за другим разворачиваются именно на выставочном пространстве Ярославля. На днях выставочная активность Ярославского отделения Союза художников достигла своей кульминации – состоялся вернисаж академической выставки «Традиции великой школы».
В ней приняли участие без малого сорок действительных членов Российской академии художеств, все именитые настолько, что одно перечисление званий и регалий каждого заставляет почтительно шаркнуть ножкой: народные художники России Зураб Церетели, Ефрем Зверьков, Валерий Малолетков, Андрей Ковальчук... Как отметил присутствовавший на вернисаже столичный искусствовед Александр Рожин, «каждый из авторов достойно входит в контекст мировой культуры». Однако ярославские художники тоже не лаптем щи хлебают, и местный вклад в академическую экспозицию не менее масштабен: академик Николай Мухин, народные художники Геннадий Дарьин, Владимир Ульянов, Адольф Булдыгин, Юрий Жарков...
Нам принимать академиков не впервой, и об этом не преминул напомнить народный художник России Юрий Жарков. Ещё в 1997 году в залах художественного музея состоялась совместная выставка Российской академии художеств и художников группы «Аллея». Так что этот высокопоставленный художественный визит – второй и, надеемся, не последний. Ибо справедливо в ходе пресс-конференции возник вопрос: а почему бы академикам не только с выставками ездить, но и время от времени проводить в провинциальных художественных школах России мастер-классы? Чтобы передавать «традиции великой школы» непосредственно из рук в руки: от нынешних академиков – студентам, академикам будущим. Именитые художники обещали подумать.
Что касается непосредственно экспозиции, то здесь, безусловно, есть на что посмотреть. Это и скульптурная композиция «Анна Ахматова и Марина Цветаева» народного художника России Валерия Малолеткова, и серия акварелей «Православная Греция» народного художника Александра Теслика, и размашистая живопись народного художника Игоря Пчельникова... Предполагаю, что немало профессиональных споров спровоцирует оригинальная техника – холст и ультрахромная печать – заслуженного художника России Константина Худякова (триптих «Полдень»). Внимание к цветной шелкографии «мэтра всех мэтров» – президента Российской академии художеств Зураба Церетели приковывает... исключительно подпись с упоминанием имени автора. Как справедливо заметил один из зрителей (не художник, потому как собратья по творческому цеху не позволили бы себе подобной откровенности), «не будь написано, что это Церетели, прошёл бы мимо и не остановился».