воскресенье 24

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 24 апреля 2009

Размышления у памятника

«Редко наш городской театр слышал такие восторженные аплодисменты, какие раздавались в нём в воскресенье, 9 августа, – сообщали в августе 1898 года «Ярославские губернские ведомости». – В этот день уроженец нашего города, бывший воспитанник местной гимназии, тенор Императорских театров Л. В. Собинов давал первый ещё концерт в своём родном городе. В театре собралось множество публики, из которой большинство или лично знают Л. В. Собинова, или же слышали о нём от хороших знакомых. Аплодисментам, казалось, не будет конца... против обыкновения нашей публики уходить из театра тотчас по окончании концерта или спектакля, никто не поднялся со своих мест даже и тогда, когда кончился последний нумер программы. Дружное, общее и несмолкаемое «Браво!», «bis» – долго оглашало театр… Это поистине было семейное торжество ярославцев».

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

Да-да, это было именно семейное торжество ярославцев! Концерт превратил музыкальное сообщество ярославцев в единую семью – вот что значил голос Собинова для ярославцев. Нечто подобное происходит с памятниками. Они становятся личными и семейными. Так и с памятником Собинову… Попробуйте найти в Ярославле памятник, у которого могут играть и любят фотографироваться все – особенно дети.

Так что же было после концерта Собинова в том самом августе 1898 года? А потом… Потом Собинов пришёл на любимую набережную…

Исполненный радостных чувств и вдохновения, он задумчиво опёрся о решётку набережной. Вольно дышит грудь. Волжский ветерок развевает крылатку. Собинов стоит на треугольнике сцены, освещённой лучом прожектора, но одновременно и на Волжской набережной… Тень занавеса ещё будоражит мысли. Рядом – парик Ленского, цилиндр, внизу ноты «Онегина». Таков Собинов на памятнике работы скульптора, заслуженного художника России Елены Пасхиной. Памятник был установлен в 2007 году – к 135-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка.

О памятнике Собинову спорят. Для многих ярославцев Собинов – родной человек, без всякого преувеличения. У каждого из почитателей великого певца – свой Собинов. Кому-то Собинов кажется фигурой брутальной, и тогда возникает образ другого памятника – мощного, могущественного, на высоком пьедестале. Кому-то Собинов кажется даже «душкой-тенором». Елену Пасхину не привлекало естественно, ни то, ни другое. Проект памятника Собинову она вынашивала на протяжении долгих лет.

Пасхиной важно было найти своеобразный сюжет для её Собинова – и она его нашла. Всего лишь год прошёл, как Собинов стал тенором Императорского Большого театра. После успеха в партии Фауста в опере Ш. Гуно и князя Синодала в опере А. Рубинштейна «Демон» на сцене Большого театра, – в апреле1898 года – небывалый успех Собинова – Ленского в «Евгении Онегине». В этом же году, в августе, Леонид Витальевич приедет в Ярославль. Овеянный славой, успехом. Он ещё не стал легендарным Собиновым, но уже чувствует дыхание славы.

– Меня привлекает в памятнике – мотив неистребимой юности. То, что Собинов ещё в начале пути, ещё очень молод, может быть, самое интересное, что скульптору удалось подчеркнуть, – говорит страстная поклонница таланта Собинова, жительница Ярославля Нина Степановна Петрухина. – Собинов ведь не воспевал мужественную суровую героику. Он славил нежную прекрасную юность. Она была во всех его персонажах, это отличало его от других исполнителей. У всех его предшественников юность отсутствовала! А Собинов показывал всех своих героев любовной страсти в блеске чарующей молодости.

– Я рад, что Собинов, наконец, обрёл в нашем городе постоянное место жительства, – говорит директор музея истории города Ярославля Владимир Георгиевич Извеков. – Важен сам факт установки памятника. Его необычность, своеобразная камерность. Я помню, мне рассказывал скульптор Олег Комов, как у него рождался в проекте замысел памятника Собинову. Он показывал мне наброски. Но не успел выполнить свой замысел… Пасхиной удалось многое, в частности, мотив Волги. И Комову виделась тоже Волжская набережная…

Любимым занятием Собинова в его отрочестве было катанье на лодке с песнями под гитару, путешествия на Верхний остров. Дед разъезжал на буксирных пароходах по Волге, и все его детство до восемнадцати лет прошло на Волге, на её вольном просторе. На волжской шири Собинов вспоминал прадедов и с гордостью говорил: «Мы, Собиновы – волгари…»

Городская скульптура с давних времён входила у нас в сонм монументального искусства. Но Пасхиной хотелось избежать всяческой монументальности, парадности. Ещё известный критик Серебряного века Эдуард Старк (кстати, дядя нашего о. Бориса Георгиевича Старка), много писавший о Собинове, утверждал, что Собинов был именно поэтом молодости. Что это составляло главное очарование его искусства. «От него всегда исходил такой же лучезарный свет, какой свойственен юношам и девушкам в пору их ранней весны», – писал Э. Старк.

В памятнике Пасхиной запечатлена пора ранней весны Собинова.

Елена Пасхина – лауреат Ярославской областной премии им. А. М. Опекушина, участник многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок и международных симпозиумов, чьи произведения находятся в музейных собраниях Ярославля, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Переславля-Залесского ныне выдвигается номинантом на соискание премии Правительства Российской Федерации в области культуры как автор памятника Леониду Собинову в Ярославле.

Думаю, общественность Ярославля это выдвижение поддержит. Конечно, есть у собиновского скульптурного сюжета одна больная проблема. Ещё не до конца решена проблема пространства и охранной среды памятника. Нашему камерному Собинову нужно открытое свободное пространство. За спиной Собинова – не только колоннада с прекрасным надвершием и занавесом, но и дома с окошками, и заборы, и двери, и трубы. Почти вплотную к памятнику паркуются сверкающие лимузины. Елена Пасхина говорит, что в мэрии Ярославля готов проект реконструкции улицы Максимова, фасада филармонии, который явно нуждается в обновлении. Хочется верить, что за фигурой молодого Собинова зазвенят молодой листвой деревья, запоют птицы… Из филармонии будет доноситься дальнее эхо настраиваемого перед концертом оркестра, и новые юные певцы осенят нашу сцену своими талантами.

Читайте также
  • 15.12.2012 И всё-таки голландцы восстановят ПетропавловскийВ Ярославле побывали голландские архитекторы и специалисты в области туризма. Они приняли участие в международной научно-практической конференции «Проблемы
  • 14.12.2012 И всё-таки голландцы восстановят Петропавловский паркВ Ярославле побывали голландские архитекторы и специалисты в области туризма. Они приняли участие в международной научно-практической конференции «Проблемы
  • 13.12.2012 «Виктория» собирает сильных духомЯрославец Андрей Беляков не обходится без слухового аппарата; неутешительный диагноз Нади Мельниковой из Большого Села – детский церебральный паралич;
  • 30.11.2012 Улыбнутся львы, увидев матричные кодыНачальник управления развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма мэрии Ярославля Денис Чарондин сообщил недавно, что сейчас ведутся
  • 28.11.2012 В ржавых оковах семейных узилищУже в течение нескольких лет губернаторская беседка на Волжской набережной взывает о милосердии: её ажурная решётка «ощетинилась» разношёрстной компанией замков.
  • 20.11.2012 Недаром помнит вся Россия...Именно эти знаменитые строки из выдающегося стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» стали лейтмотивом концерта замечательного
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают