Да-да, это было именно семейное торжество ярославцев! Концерт превратил музыкальное сообщество ярославцев в единую семью – вот что значил голос Собинова для ярославцев. Нечто подобное происходит с памятниками. Они становятся личными и семейными. Так и с памятником Собинову… Попробуйте найти в Ярославле памятник, у которого могут играть и любят фотографироваться все – особенно дети.
Так что же было после концерта Собинова в том самом августе 1898 года? А потом… Потом Собинов пришёл на любимую набережную…
Исполненный радостных чувств и вдохновения, он задумчиво опёрся о решётку набережной. Вольно дышит грудь. Волжский ветерок развевает крылатку. Собинов стоит на треугольнике сцены, освещённой лучом прожектора, но одновременно и на Волжской набережной… Тень занавеса ещё будоражит мысли. Рядом – парик Ленского, цилиндр, внизу ноты «Онегина». Таков Собинов на памятнике работы скульптора, заслуженного художника России Елены Пасхиной. Памятник был установлен в 2007 году – к 135-летию со дня рождения нашего выдающегося земляка.
О памятнике Собинову спорят. Для многих ярославцев Собинов – родной человек, без всякого преувеличения. У каждого из почитателей великого певца – свой Собинов. Кому-то Собинов кажется фигурой брутальной, и тогда возникает образ другого памятника – мощного, могущественного, на высоком пьедестале. Кому-то Собинов кажется даже «душкой-тенором». Елену Пасхину не привлекало естественно, ни то, ни другое. Проект памятника Собинову она вынашивала на протяжении долгих лет.
Пасхиной важно было найти своеобразный сюжет для её Собинова – и она его нашла. Всего лишь год прошёл, как Собинов стал тенором Императорского Большого театра. После успеха в партии Фауста в опере Ш. Гуно и князя Синодала в опере А. Рубинштейна «Демон» на сцене Большого театра, – в апреле1898 года – небывалый успех Собинова – Ленского в «Евгении Онегине». В этом же году, в августе, Леонид Витальевич приедет в Ярославль. Овеянный славой, успехом. Он ещё не стал легендарным Собиновым, но уже чувствует дыхание славы.
– Меня привлекает в памятнике – мотив неистребимой юности. То, что Собинов ещё в начале пути, ещё очень молод, может быть, самое интересное, что скульптору удалось подчеркнуть, – говорит страстная поклонница таланта Собинова, жительница Ярославля Нина Степановна Петрухина. – Собинов ведь не воспевал мужественную суровую героику. Он славил нежную прекрасную юность. Она была во всех его персонажах, это отличало его от других исполнителей. У всех его предшественников юность отсутствовала! А Собинов показывал всех своих героев любовной страсти в блеске чарующей молодости.
– Я рад, что Собинов, наконец, обрёл в нашем городе постоянное место жительства, – говорит директор музея истории города Ярославля Владимир Георгиевич Извеков. – Важен сам факт установки памятника. Его необычность, своеобразная камерность. Я помню, мне рассказывал скульптор Олег Комов, как у него рождался в проекте замысел памятника Собинову. Он показывал мне наброски. Но не успел выполнить свой замысел… Пасхиной удалось многое, в частности, мотив Волги. И Комову виделась тоже Волжская набережная…
Любимым занятием Собинова в его отрочестве было катанье на лодке с песнями под гитару, путешествия на Верхний остров. Дед разъезжал на буксирных пароходах по Волге, и все его детство до восемнадцати лет прошло на Волге, на её вольном просторе. На волжской шири Собинов вспоминал прадедов и с гордостью говорил: «Мы, Собиновы – волгари…»
Городская скульптура с давних времён входила у нас в сонм монументального искусства. Но Пасхиной хотелось избежать всяческой монументальности, парадности. Ещё известный критик Серебряного века Эдуард Старк (кстати, дядя нашего о. Бориса Георгиевича Старка), много писавший о Собинове, утверждал, что Собинов был именно поэтом молодости. Что это составляло главное очарование его искусства. «От него всегда исходил такой же лучезарный свет, какой свойственен юношам и девушкам в пору их ранней весны», – писал Э. Старк.
В памятнике Пасхиной запечатлена пора ранней весны Собинова.
Елена Пасхина – лауреат Ярославской областной премии им. А. М. Опекушина, участник многочисленных областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных выставок и международных симпозиумов, чьи произведения находятся в музейных собраниях Ярославля, Санкт-Петербурга, Рыбинска, Переславля-Залесского ныне выдвигается номинантом на соискание премии Правительства Российской Федерации в области культуры как автор памятника Леониду Собинову в Ярославле.
Думаю, общественность Ярославля это выдвижение поддержит. Конечно, есть у собиновского скульптурного сюжета одна больная проблема. Ещё не до конца решена проблема пространства и охранной среды памятника. Нашему камерному Собинову нужно открытое свободное пространство. За спиной Собинова – не только колоннада с прекрасным надвершием и занавесом, но и дома с окошками, и заборы, и двери, и трубы. Почти вплотную к памятнику паркуются сверкающие лимузины. Елена Пасхина говорит, что в мэрии Ярославля готов проект реконструкции улицы Максимова, фасада филармонии, который явно нуждается в обновлении. Хочется верить, что за фигурой молодого Собинова зазвенят молодой листвой деревья, запоют птицы… Из филармонии будет доноситься дальнее эхо настраиваемого перед концертом оркестра, и новые юные певцы осенят нашу сцену своими талантами.