- Спектакль, прошедший столь серьёзное испытание главной балетной сценой северной столицы, ярославцы в гастрольной программе «Игорь Зеленский и звёзды российского балета» увидят?
- Непременно. И его, и другой, показанный на Мариинской сцене прошлой осенью, - «Шёпот в темноте» в постановке молодого хореографа Эдварда Льянга. Тогда сибиряки и получили приглашение на мартовский фестиваль «Мариинский».
- Сибирский балет в Ярославле, кажется, не видели никогда?
- Я тоже так думаю. Да и танцовщик с мировым именем Игорь Зеленский на Западе известен куда больше, чем у нас.
- Для начала давайте его нашим читателям вкратце и представим. Кого, как не вас, Борис Михайлович, об этом и попросить. Знаем, именно вы Зеленского на должность худрука балетной труппы и приглашали.
- Игорь окончил Тбилисское училище по классу Вахтанга Чабукиани. Так что его первым учителем был один из родоначальников в современном балетном театре героического и романтического мужского танца. Стажировался Зеленский в Вагановской академии, один сезон танцевал в Мариинке. В 1990 году он стал лауреатом Международного конкурса артистов балета в Париже. Тогда и началась его долгая одиссея. С 1992 по 1998 год он - премьер «Nev York Citi Ballet», «Дома Баланчина». В репертуаре Зеленского партии в 25 постановках великого хореографа. Позже Игорь жил и работал в Англии. Объехал весь белый свет.
- С Баланчиным ведь Игорю общаться не довелось?
- Просто по возрасту, поколения разные. Баланчин ушёл из жизни в восемьдесят третьем году. Но если я скажу, что наследие «Дома Баланчина» на всю жизнь стало для Игоря главным «мастер-классом», он вряд ли стал бы против этого возражать. Из семи названий ярославской афиши четыре - одноактные балеты Баланчина, все - из золотого фонда современного искусства.
- Как заметил один американский критик, хореография Баланчина - это классический балет, «вывернутый наизнанку». Вы с этим согласны?
- Вполне. У мужчин, например, мы в его постановках можем видеть движения, какие во времена Петипа были привилегией прекрасного пола. И наоборот... Привычное па Баланчин мог подать в таком ракурсе, что оно смотрится как сногсшибательный эксклюзив.
- Будущему отцу-основателю американского балета, уроженцу Санкт-Петербурга Георгию Баланчивадзе, студенту петроградских театрального училища и консерватории, согласитесь, было у кого учиться. Из биографии классика известно, что он в юности видел балеты легендарного реформатора Михаила Фокина, «Симфонию мироздания» Фёдора Лопухова на музыку Бетховена, скрябинского «Прометея» Касьяна Голейзовского. То были первые образцы «чистого танца», где сам он, танец, и есть сюжет и действие. Баланчинский стиль запатентован?
- Новосибирский театр имеет лицензию, выданную ему «Фондом Джорджа Баланчина», контролирующим стандарты стиля и техники мастера. Все четыре балета из афиши «Театрального круга» выпущены в творческом сотрудничестве с экспертами и балетмейстерами фонда.
- Льянг - вот тоже для ярославцев совсем новое имя.
- Это современный американский танцовщик и хореограф тайваньского происхождения. Он был солистом «Дома Баланчина», затем - в театрах на Бродвее, в европейских труппах. Последняя его постановка в Новосибирске «Бессмертие в любви» на музыку Филиппа Гласса стала мировой премьерой. Прошла она всего месяц назад, и ярославцы будут одними из первых её зрителей. Занят в этой постановке как солист и народный артист России Игорь Зеленский.
- В каких ещё спектаклях мы его увидим?
- В уже упомянутом премьерном «Не всё ли равно?» на мелодии песен Гершвина, в знаменитой «Шехеразаде» Римского-Корсакова с хореографией Фокина. Присутствие лидера на сцене всегда хорошая «подзарядка» для партнёров. Труппа в Новосибирске при всей её молодости по-хорошему амбициозная. Это выпускники разных училищ, и прежде всего хореографического колледжа, входящего в Новосибирский музыкальный «холдинг» вместе с театром и консерваторией. Есть среди них уже и победители международных конкурсов. Назову навскидку, чтобы без обид, лауреата «Золотой маски» Анну Жарову, ведущих солистов Наталью Ершову, Елену Лыткину, Кристину Старостину, Веру Сабанцеву, а из их кавалеров - Романа Полковникова, Ивана Кузнецова, студента колледжа Михаила Лифенцева. Как говорят, подробности в афишах.
- Последний вопрос, Борис Михайлович. Сугубо прозаический, но волнующий читателей не меньше, а может, и гораздо больше остальных - об экономике гастролей. На какие деньги отправляется в столь дальний путь сибирский колизей?
- На какие? На заработанные. На деньги из внебюджетных фондов двух театров - Новосибирского и нашего Волковского. Я такого вопроса ожидал, ведь балет один из самых дорогих видов искусства. Не верите?
- Ну почему же...
- Сценическая обувь с пуантами - «пальцы», как мы её называем, стоит знаете сколько? Плюс-минус 150 долларов пара. Ведущие солистки изнашивают в месяц, в зависимости от занятости, по десять - пятнадцать пар. Вот и судите сами, сколько балет в кризисные времена стоит. На два дня ждём в гости вместе с администрацией и художественно-постановочной частью 80 человек. Из Новосибирска в Москву, где они покажут «Баядерку», номинированную на «Золотую маску»-2009, прилетят самолётом, а дальше поедут автобусом. Реквизит, костюмы привезёт прямо из Сибири большая фура. Отдельно соберём трёхслойный балетный пол. И что самое важное - свои расходы гастролёры не собираются перекладывать на плечи зрителей. Проект «Театральный круг» не коммерческое начинание. Цены на билеты - от трёхсот рублей. Старейший русский театр открыт для всех. До встречи!