Храмы и святыни - и есть тысячелетняя история Православия в Ярославле. Издатели проделали большой труд, запечатлев её на книжных страницах - в документах и фотографиях, в репродукциях икон, рисунках, увлекательных рассказах. Знакомясь с ними, словно путешествуешь во времени и в пространстве.
Вот Рубленый город на гравюре 1731 года. Сразу бросается в глаза, что доминантой набережной выступает Успенский собор. На следующей странице - фотография начала ХХ века и тот же собор на фоне Демидовского лицея. Однако десятки поколений выросли в Ярославле, не зная ни того, ни другого. Казалось, здания эти навсегда утрачены... Но рядом на странице - эскизный проект нового Успенского собора, а выйдя сегодня на Стрелку, увидишь и реальное его воплощение.
Наши храмы: Казанский, Сретенский, Вознесенский, Пятницкие церкви... Ещё вчера все они были складами, спортивными базами, цехами фабрик. Стояли порушенные и совсем не похожие на святыни. А сегодня они не просто преображают лик города, они преображают нас, свидетельствуя о том, что мы всё-таки не Иваны, не помнящие родства. Книга подтверждает это. А ещё, листая её, невозможно не думать о том, что Россия и Православие - понятия нераздельные, и от этого никуда не деться.
Как и предшественник, новый (почти 700-страничный) фолиант - во многом семейное дело Рутманов. Но состоялось оно при финансовой поддержке целого ряда благотворителей, а также Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Кроме самого Александра Михайловича над воплощением проекта трудились его супруга Тамара Александровна Рутман, кандидат исторических наук, сотрудница Ярославского музея-заповедника (она автор текста), и их сын Игорь Рутман (его работы в соавторстве с другими мастерами фотографии прекрасно иллюстрируют издание).
Но, конечно же, по большому счёту, авторский коллектив книги шире, чем «трое Рутманов». И об этом с особой признательностью говорил на презентации её в Художественном музее города сам Александр Михайлович, выразив глубокую благодарность всем, кто помогал им в работе: руководителям и сотрудникам библиотек и музеев, представителям Ярославской епархии, историкам и краеведам, редакторам и корректорам издательства и даже читателям первой книги. Доброжелательным и внимательным, кто не счёл за труд основательно отнестись к сведениям, помещённым в ней. А заметив неточности и даже самые маленькие опечатки (как это сделал один 87-летний ярославец), сообщить о них издателю. Ведь точность в историческом фолианте - дело принципиально важное, и это, по словам Рутмана, нашло отражение во втором издании книги.
Вошли в него и новые сведения о храмах и святынях Ярославля, о людях, чьими трудами и заботами они появились и хранятся. Вполне возможно, что, листая книгу, кто-то из современных читателей найдёт в ней имена своих воистину благочестивых предков и последует их примеру. Недаром архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл пишет в предисловии к этому изданию: «Нам надлежит продолжать историю и те традиции, которые завещаны предками. Храм - связующая нить времени. Её неразрывность в том, что на Стрелке, где сливаются Волга и Которосль, сегодня поднимается из небытия величественный храм, сердце нашего богоспасаемого города - Успенский кафедральный собор. Для каждого из нас он - символ того, что связь поколений невозможно и неподвластно никому разорвать...»