Артемьево - усадьба в Мышкинском районе. Других таких в Ярославской области, пожалуй, не сыщешь: наследственное дело, а не затея нувориша. Хозяин Александр Иванович Бирюков - потомок последних дореволюционных владельцев усадьбы, помещиков из крестьян. До них Артемьево принадлежало Селифонтовым - родственникам Артемия Волынского, состоявшего при дворе императрицы Анны Иоанновны и казнённого по её приказу. События, известные читателям популярного с девятнадцатого века романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом». Селифонтовы поставили памятник Волынскому в парке имения Артемьево. Впрочем, об истории усадьбы и её владельцах стараниями Александра Ивановича Бирюкова и народного музея города Мышкина создана документальная книга. А недавно Александр Иванович снова пригласил к себе на обсуждение книги по русскому Средневековью сотрудников народного музея.
В Артемьево отправились председатель совета музея Владимир Александрович Гречухин и общественный директор Олег Борисович Карсаков. Проехав от города несколько десятков километров, пешком миновав подвесной мост через Сутку, они увидели освещённые окна двухэтажного барского дома. Там их ожидало серьёзное общество: кандидаты и доктора разных точных наук - родственники и знакомые хозяина усадьбы. Все сидели за столом в зале, горел камин. Член Союза российских писателей Николай Сергеевич Гоголев представил собранию свой труд - «Энциклопедию Средневековья», её первый том - «Русь», раздел «Исторические биографии».
Цель книги - дать сведения о реальных персонажах истории, которые упоминаются в литературе, и часто некорректно. Художественных и не очень книг выходит много, читателю сложно разобраться в правде и вымысле, особенно если речь идёт не о самых известных деятелях. Гоголев привёл факты по нескольким сотням имён из раннего русского Средневековья: в энциклопедии можно прочитать об Анастасе из Корсуни, святом Феодосии Печерском, даже о некоем Варяжко, о котором совсем мало сведений... Обсуждение энциклопедии прошло взвешенно и содержательно. Собравшиеся обнаружили знание исторических работ от Тацита до Рыбакова. Представители народного музея в целом одобрили труд Гоголева, но критические замечания сделали. Николай Сергеевич решительно отверг жития русских святых в качестве исторического источника и назвал митрополита Макария фантазёром. Напрасно.