Представленные в экспозиции старинные книги, датированные ещё позапрошлым веком, ссылки на такие известные имена как Пётр I, вождь революции Владимир Ульянов-Ленин, скульптор Вера Мухина, художник Казимир Малевич и многие-многие другие лишний раз доказывают, что гранёный стакан запросто может служить не только вино-водочной тарой, но и предметом научного исследования и вообще – территорией искусства. Поэтому сотрудники библиотеки, желающие, по словам сотрудника Некрасовки Ларисы Зуевой, «немного похулиганить и поднять настроение своим читателям», назвали свою небольшую, но крайне содержательную экспозицию «Гранёный стакан… и не только…»
Происхождение стакана овеяно легендами. Считается, что его авторами могли быть Вера Мухина, автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница», или Казимир Малевич, создавший не менее известный «Чёрный квадрат». Что касается Мухиной, то скульптор много внимания уделяла стеклу, сотрудничала со стеклозаводами, возглавляла Мастерскую художественного стекла в Ленинграде. К тому же она – автор пивной кружки, ещё одного символа ушедшей эпохи. Подлинных же доказательств участия в процессе создания стакана Казимира Малевича нет, и имя его «приклеилось» к этой таре только в связи с тем, что художник тяготел к конструктивизму и грани стакана были как раз в духе этого направления.
Но кто бы на самом деле ни создал советский гранёный, впервые он сошёл с конвейера стекольного завода в городе Гусь-Хрустальный в 1943 году. Выпуск ребристых стаканов вместо круглых готовился ещё до войны, когда наши инженеры изобрели посудомоечную машину, способную мыть лишь посуду определённых форм и габаритов. Так вот, гранчаки (именно так называли гранёный стакан специалисты) идеально подходили под эту чудо-технику.
Однако есть и более древняя версия рождения стакана. И, если верить легенде, то первый стакан из плотного стекла преподнёс Петру Великому владимирский стекловар Ефим Смолин, заверив царя, что он не бьётся. Государь, выпив из стакана, тотчас швырнул его оземь со словами «Стакану быть!» Тот… разбился на мелкие осколки. Однако царь не разгневался, а царский наказ относительно стаканов впоследствии был интерпретирован в призыв «стаканы бить». Якобы с тех пор и появилась на свет традиция колотить стеклянную посуду в процессе застолья.
В XVII веке стакан именовали достаканом, поскольку он изготавливался из притёртых друг к другу дощечек. Эти дощечки сверху соединяло специально кольцо, праобраз современного бортика. Есть и версия, приписывающая изобретение названия «стакан» тюркскому языку – от слова «дастархан» – праздничный стол.
А ещё говорят, что гранёный стакан назывался «маленковским» и появился в начале 50-х как посуда в заведениях общепита.
Вот видите, сколько полезной и необычной информации можно извлечь, если посмотреть на мир сквозь грани обычного стакана. Отправиться за этими сведениями можно в Некрасовку.