– В пьесе Вирты «Земля» отец играл главную роль, мать тоже была занята. И там по пьесе была сцена с грудным ребёнком. Вот исполнителем роли ребёнка и стал я. О втором моём актёрском дебюте мало кто знает. Мне тогда исполнилось семь лет. Это была не просто проходная роль, а с текстом – диалог с Владимиром Ильичом Лениным. В спектакле «Кремлёвские куранты» есть эпизод, когда Ильич, приехав на охоту, беседует в избушке лесника с двумя детьми. Одним из этих детей и был ваш покорный слуга.
Столь рано попавшая в кровь «бацилла» сцены могла привести только к одному: семнадцатилетним юношей, придя служить в Рыбинский драматический театр, Виталий Стужев окончательно и бесповоротно стал человеком театра.
Затем в биографии начинающего артиста появляется маленький городок Лысево Пермской области, где был, как это не покажется странным, очень симпатичный театр.
– Туда в своё время приехала группа актёров из Москвы во главе с режиссёром Борисом Скоморовским, который в начале 60-х в столице умудрился поставить «Один день Ивана Денисовича». После премьеры его в 24 часа «попросили» из Москвы, – вспоминает Виталий Львович. – В этом театре я сыграл сразу – в 18 лет! – Фердинанда в «Коварстве и любви», Павла в «Третьем слове» Кассона (был такой модный спектакль, он потом стал называться «Дикарь»). После этих двух колоссальных ролей амплуа молодого героя, или героя-любовника, как тогда называли, приклеилось ко мне на многие годы.
Спрос на амплуа героя был большой, его всюду приглашали. Театр Северного флота, Липецк, Брянск, Барнаул, Красноярск, Грозный, Ярославль... Кочевая жизнь, с точки зрения карьерного роста, доставила актёру немало неприятностей.
– Раз пять, начиная с ранней молодости, представлялся на звание заслуженного артиста, а получил его только в 50, потому что я всегда уезжал за день до того, как... Уже все документы готовы, вот-вот должны дать, а я с заявлением об уходе, дескать, меня уже ждут в другом театре.
За полувековую жизнь в театре заслуженный артист России Виталий Львович Стужев сыграл более двухсот ролей, в числе которых – около сорока «наипервейших» из мирового классического репертуара – Шекспир, Островский, Чехов, Мольер, Шоу, Лопе де Вега, Гоголь, Горький...
– Я думаю, что сегодня нет артиста, который может сказать о себе то же самое, – без ложной скромности говорит о себе Виталий Стужев.
Ему действительно есть чем гордиться. Например, что в молодости он по своей воле отказался сыграть предложенную ему роль (!) Гамлета. Лично я не знаю второго артиста, способного на такой поступок.
– Накануне распределения ролей на экраны вышел фильм со Смоктуновским, актёром, которого я безгранично люблю и считаю самым великим за всю историю театра. Я посмотрел этот фильм и увидел, что его работа – примерно то же самое, что мы хотели сделать на сцене. Сыграть лучше было уже невозможно, а хуже – зачем? На следующий день я отказался от этой роли.
В «ярославском» периоде театрального досье Виталия Стужева – работа в труппе академического театра имени Волкова по приглашению тогдашнего главного режиссёра Глеба Дроздова (это получился хороший творческий тандем режиссёра и актёра, который продолжился впоследствии в Тольятти), театр на Набережной, где Виталий Стужев сыграл в «Мысе Доброй надежды», «Портрете» Гоголя, «Иуде Искариоте» Леонида Андреева. Эти постановки действительно были на слуху: о них говорили, спорили, ими восхищались. Сейчас редко какая театральная премьера производит такую волну обсуждений. Потом по приглашению режиссёра Александра Кузина Виталий Стужев пришёл в ТЮЗ, где и служит по сей день.
Сам для себя Виталий Львович установил лишь две планки, на которые можно и должно профессионально равняться: нижняя называется «хорошо», верхняя – «гениально».
– Я стремлюсь достичь верхней планки, понимая, что никогда её не достигну, но я стараюсь. Я ненавижу халтуру, никогда не позволяю себе сыграть расслабленно или в неполную силу. Из-за меня ни разу за десятилетия моей службы в театре не отменялся спектакль. Играл с температурой под сорок, с порванными связками: приходил в театр на костылях, туго перебинтовывал ногу и играл Лопе де Вегу. Я не позволяю себе расслабиться.
Сегодняшняя занятость заслуженного артиста России Виталия Стужева в репертуарной афише ТЮЗа невелика: моноспектакль «Жизнь флорентийского мастера Бенвенуто Челлини, рассказанная им самим», «Романтики» Ростана да «Поллианна» Портера. Вот, пожалуй, и всё.
Творческой отдушиной для актёра стали преподавание в Ярославском театральном институте – Виталий Львович ведёт курс вместе с Александром Кузиным, коего искренне считает выдающимся мастером театральной педагогики и одним из лучших режиссёров России, да ежемесячные спектакли «Царь Фёдор Иоаннович» в московском «Ведогонь-театре». К слову, за исполнение одной из главных ролей в этом спектакле – роли Андрея Петровича Луп-Клешнина – Виталий Стужев удостоен диплома за лучшую актёрскую работу на IX международном театральном фестивале «Голоса истории».
Что можно пожелать артисту в день рождения? Вдохновения и новых ролей!