Вот и завершаются Святки. Праздник, который начался с Рождеством Христовым и продолжался целых двенадцать дней. Завтра – преддверие другого церковного торжества: Навечерие Крещения Господня, которое называют ещё Крещенским Сочельником. Он схож с Рождественским, так как в этот день тоже установлен строгий пост, когда верующие не вкушают пищу до первой звезды.
Церковь установила пост в преддверии Крещения как напоминание о том, какой путь предстояло пройти Христу. Праздник этот отмечается с первых веков христианства, однако до пятого века он праздновался в один день с Рождеством.
Для большинства из нас Навечерие и само Крещение Господне связаны с водоосвящением. Обряд этот словно доносит до нас эхо евангельских событий, когда Христос вышел на служение людям и перед этим смиренно погрузился в воды Иордана, освящая их Собой.
Крещенская вода называется агиасмой. Верующие хранят её дома целый год, употребляя только в особых случаях. Например, во время болезни и для окропления жилища. Вода освящается дважды: в день Навечерия и в сам праздник Крещения, но одним чином.
У большего количества россиян Крещение ассоциируется с купанием в проруби – иордани, как называют её верующие. Если погода не подведёт, а синоптики обещают, что так и будет, и уже с воскресенья столбик термометра опустится до минус 8 (днём) и минус 13 градусов (ночью), иордань устроят возле нескольких храмов Ярославля. Тех, что стоят поближе к Волге или Которосли: в Норском, Тверицах, в Толгском монастыре, у храма Спаса-на-Городу, в Петропавловском пруду у храма Петра и Павла.
Крещенские проруби делают в виде креста. В ночь на Крещение после службы в храме к уже подготовленной проруби выходит священник и верующие, чтобы совершить чин освящения воды. И только после этого в неё и спускаются те, кто решается окунуться.