Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала
Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...
В академическом театре драмы имени Волкова полным ходом идут репетиции нового спектакля. Заслуженный артист России Сергей Пускепалис ставит «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина. Премьера назначена на 10 февраля 2009 года – день рождения драматурга, но уже сейчас режиссёру Пускепалису с трудом удаётся выкроить время для общения. Для многих зрителей фигура режиссёра зачастую остаётся тайной за семью печатями, если только его имя не выносится в название театра. Своего театра у Пускепалиса нет (точнее, сейчас нет, а в молодости был: молодой и своеобычный самарский коллектив «Понедельник», кочующий по разным сценам). Но его имя тотчас всплывает в любом разговоре, стоит произнести словосочетание «Простые вещи». Этот фильм режиссёра Алексея Попогребского принёс исполнителю главной роли актёру Сергею Пускепалису не только славу, но и кучу премий: его отметили высшей наградой «Кинотавр», «Белый слон» (Национальная премия кинокритики), «Ника» и прочие престижные форумы.
Лариса ДРАЧ Вячеслав ЮРАСОВ
– «Наутро он проснулся знаменитым...» Это про вас? – Да, и это было ужасно. Я очень стесняюсь подобных вещей. Когда я служил актёром, мне было неимоверно трудно выходить на поклон: как будто делаешь какое-то серьёзное дело, а потом выходишь и ждёшь, пока тебе скажут за это спасибо. – Вы настолько не тще-славны? – Я подозреваю, что всё гораздо хуже: моё тщеславие не только глубоко запрятано, но и весьма извращено, поскольку простым узнаванием на улице никак не удовлетворяется. Многие замечательные актёры согласятся со мной: публичная слава очень обременительна. Но если актёр работает только ради узнавания на улице, то... туда ему и дорога. Лично я в эти игры не играю. Моё детство прошло на Чукотке, куда родители – мама- маляр-штукатур и отец-бухгалтер – приехали по комсомольской путёвке. И вот вообразите себе: полгода полярная ночь, особо не погуляешь, так как на улице нежарко; кино, театра, Интернета нет, телевизор, и тот «по расписанию». Что делать? Книжки читать. К 13 годам я знал всю школьную программу по литературе чуть ли не наизусть. – Когда же в вас попала бацилла театра? – Это было уже в Железноводске, куда родители переехали по примеру многих «северян». Там при детской комнате милиции была театральная студия, которой руководила потрясающе талантливая женщина Галина Николаевна Касьянова. – Как вы в милицию-то попали? Что, были «трудным подростком»? – Нет, в те годы я был пай-мальчиком, а «трудным» стал уже по своей воле, будучи взрослым человеком, когда учился в РАТИ у Петра Фоменко. В студию же пошёл за компанию со своим другом. Студия наша была так знаменита, что разрешалось даже пропускать уроки, если ты был занят в спектакле: сами понимаете, «мотивация» для занятий театром у меня была мощнейшая. Так же, за компанию, после восьмого класса я поехал поступать в Саратовское театральное училище. И опять сказочно повезло: попал на курс прославленного педагога Юрия Петровича Киселёва, чьё имя сейчас носит ТЮЗ в Саратове. – Вы окончили театральное училище, отслужили в армии и долгое время работали актёром в вышеупомянутом ТЮЗе и за десять лет дослужились до звания заслуженного. Не тогда ли проявился интерес к постановочному делу? – В 1997 году поступил в РАТИ на курс Петра Фоменко. Ещё студентом собрал собственную труппу – театр «Понедельник», но проработал в нём недолго. В 2003 году принял предложение Магнитогорской драмы и возглавил этот коллектив. – Постойте, а как вы из главных режиссёров в киноактёры попали? – Наверное, сейчас я скажу совершенно ужасные вещи, особенно для тех актёров, которые жизнь готовы положить на то, чтобы попасть на экран, но лично я не прилагал к этому ни малейших усилий. В кино мне «протоптал» дорожку мой сын Глеб: он снимался в фильме «Коктебель», я навещал его на съёмочной площадке и там познакомился с режиссёром Алексеем Попогребским. Он мне предложил когда-нибудь сняться у него в фильме, я согласился, восприняв это предложение просто как дань вежливости. А потом оказалось, что он не шутил. Это была очень интересная работа с настоящими профессионалами своего дела, и фильм получился хороший, достойный и качественный. А что касается наград, которые обрушились на «Простые вещи», то фильму просто повезло: он оказался в нужное время в нужном месте. – После этой удачи последовали какие-то новые предложения? – Да, я снялся в двух полнометражных картинах – у Веры Сторожевой и опять-таки у Алексея Попогребского, вот только что вернулись со съёмок на Чукотке... – В одном из интервью вы упомянули, что «кино – это бизнес по обслуживанию нервной системы человечества»... – Да, я так сказал? Люблю временами завернуть что-нибудь красивое. От своих слов не отказываюсь: это действительно высокотехнологичный бизнес, в котором огромную роль играет техника. Это вам не театр, где посыл идёт от сердца к сердцу. – И тем не менее вы всё активнее ввязываетесь в этот бизнес. – Вы и это знаете? Да, я планирую сам снять полнометражную ленту по произведению моего близкого друга и одного из любимых писателей Алексея Слаповского «Первое второе пришествие». – От желания снять фильм до его реализации, как мне кажется, дистанция огромного размера: ведь надо не только захотеть, но и найти спонсоров, запустить весь этот механизм... Вы умеете находить, выбивать, уговаривать, доказывать?.. – Во-первых, я достаточно адекватен и, если что-то не срастается, умею выжидать до той поры, пока работа будет всем в радость. Во-вторых, профессия режиссёра сродни должности прораба на стройке, и, тут вы правы, помимо творчества надо уметь организовывать рабочий процесс. Я чётко отдаю себе отчёт, что можно делать, а что нельзя, и привык как хороший прораб доводить здание до ума. Что касается моего личного кинопроекта, то пока я выжидаю. – Большинство актёров и режиссёров из провинции рвутся в Москву, а вы, после постановок у Фоменко, в «Табакерке», взяли да и уехали в провинцию, в Магнитогорск. Почему? – Просто понял, что в Москве мне понадобится слишком много сил на то, чтобы доказать, что я – хороший. Мне некогда было этим заниматься, да и не хотелось. В Магнитогорск поехал, потому что понял: жизнь мне опять предлагает неожиданный и интересный поворот. Почему бы не попробовать? – Вы столь охочи к перемене мест? – Мне это необходимо. Новые люди, окружение, предлагаемые обстоятельства – всё это должно высекать искру живого интереса. Иначе я не умею. – Как в вашем столь плотном графике возник Ярославль? – Меня пригласил директор театра Борис Мездрич, и это было большой честью для меня. Я больше года не занимался театром, ужасно соскучился, тем более, что моё предложение поставить именно Володина, который давно бередил мою душу, нашло горячий отклик у Бориса Михайловича. Я давно знаком с труппой театра: некогда привозил сюда спектакль «Козий остров». – Как вы полагаете, яро-славский зритель соскучился по мелодраме Володина? – На мой взгляд, мелодрама вообще самый оптимальный жанр, беспроигрышный. Что касается непосредственно этого спектакля, то, надеюсь, мы не разочаруем зрителей. Художник Эдуард Гизатуллин, с которым мы поставили уже не один десяток спектаклей, и очень талантливый художник по свету Айвар Салихов настолько интересно и неожиданно решили сценическое пространство, что элемент игры заложен уже в рассадке зрителей. Однако все тайны я раскрывать не люблю. – Вы, как все режиссёры, не только не любите рассказывать о своих спектаклях, но и премьеры, наверное, не очень жалуете? Вам только репетиции подавай... – Скажу по секрету, я и репетиции порой не очень люблю. Вот бы так было: продумал всё до мелочей и... сразу на банкет после премьеры. Шучу, конечно. Пока работа всем в радость, и это вдохновляет. – И всё-таки в двух словах, что вы хотите сказать драматургией Володина здесь и сейчас? – В двух словах? Будьте бдительны. – Какой-то милицейский термин, не находите? – Так и история у нас будет, что называется, протокольная, по факту – дело о разводе, особых сантиментов в тексте я не вижу. Надо быть бдительным, внимательным друг к другу, потому что можно просмотреть собственное счастье и прожить жизнь, не получив от неё никакого удовольствия, а это уже просто преступление перед жизнью. – Но вы-то сами – счастливый человек? – Я бы сказал, везучий. Но и об этом, наверное, не стоит говорить так откровенно, чтобы не сглазить. Вы знаете, везение – такая штука, что надо быть к нему готовым. А то пролетит мимо птица счастья, а тебе и ухватиться-то за неё нечем.
Читайте также
03.10.2012В рыбинском театре сезон открывают «Женишки» Золотые листья, небо, словно сошедшее с картин Тёрнера, мокрый асфальт… Да, это осень. Время идти в театр. Ведь каждую осень в городе маленький
26.09.2012Отправить голову на каникулыСпектакль долгожданен – работа над ним шла более двух лет. Директор театра Дмитрий Стрекалов уточнил, что по объёму материальной части (имеется в
01.06.2012Театр на Васильевском: гастроли в Ярославле Санкт-Петербургский Театр на Васильевском – один из самых молодых, интересных театральных коллективов северной столицы. Театр был создан1 сентября
17.01.2012В «Современнике» покажут «Ходорковского» 22 января рыбинский киноклуб «Современник» вновь соберёт поклонников кино. На этот раз зритель увидит документальную ленту немецкого режиссёра