Когда речь заходит о современном молодёжном искусстве, никогда не бывает всё просто. Такое искусство и смотреть непросто, так как мало что понимаешь самостоятельно, и потому требуются комментарии если не автора, то искусствоведа как минимум; и писать о нём тоже непросто по той причине, что у зрителей (и потенциальных читателей вернисажных заметок), придерживающихся традиционных взглядов на визуальное искусство, всякие новаторства в этой сфере вызывают здоровое негодование и естественный вопрос: «А кому это безобразие вообще нужно?» И тем не менее я осмелюсь вас пригласить на прогулку по территории современного визуального искусства и попытаться увидеть это искусство не глазами ценителей Шишкина и Левитана, а глазами молодых.
Начнём с названия. Что такое светотень – понятно (на всякий случай напомню, что этот художественный термин означает распределение светлых и теневых штрихов как средство передачи в живописи объёмности изображаемого). А англоязычная приставка в названии, означающая в переводе «переосмысленная», предлагает молодым авторам поэкспериментировать с пространством, используя... что? Правильно, свет и тень.
Поскольку фестиваль «оккупировал» сразу два выставочных пространства, а отправных пунктов для творчества у нас заявлено тоже два – свет и тень, то совершенно справедливо одну площадку предоставить свету, а вторую – его противоположности. Так, в светлых залах Союза художников выставлена живопись, графика и декоративное искусство и прочее, требующее пристального разглядывания, а в затемнённых залах ЦСИ «АРС» нашли приют инсталляции, арт-объекты и видео-арт. Честно говоря, есть на что посмотреть и там, и тут.
К примеру, в выставочных залах на Максимова очень привлекательна тонкая, ювелирно выполненная графика Юлии Стрижовой – миниатюры, иллюстрации к стихам... Очень стильно и интеллигентно. Как обычно, креатив бьёт ключом, когда речь заходит об Ольге Волковой: то она из запонок советского разлива пятиконечные звёзды монтирует, то «высаживает» берёзовые рощи, выращивая «деревца» из прозрачного скотча и распечатанных на принтере молодёжных жаргонных словечек... Словом, та ещё выдумщица. А теперь вот сплела гобелены... из алюминиевой нити, проволоки и лески. Антон Братыкин наотмашь бьёт экспрессивными абстрактными полотнами. Всё контрастно, каждый автор – сам по себе, на соседа не похожий, чем подчас грешат коллективные выставки наших признанных корифеев.
В «Арсе» тоже есть над чем поурчать. Очень мило, по-домашнему, смотрится гигантская банка со «светлячками»-светодиодами – это коллективная идея группы «К’Аперетив». Гвоздём программы «теневого» зала, безусловно, станет воплощённая фантазия группы Zanzi-Bar. (К слову, что касается всяческих инсталляций, арт-объектов и прочих художественных акций, то здесь молодёжь предпочитает творить «хором»). Вот что учудили занзибарцы на сей раз: построили плоский, горизонтально расположенный аквариум, «рассадили» там рядами в специальных отсеках живых рыб (воздух подавался, рыбы обогревались лампами, так что «Гринпис» в претензии не будет... И вообще, после премьерного показа рыб было решено вернуть на родину – в домашний аквариум, а вместо них что-нибудь другое придумать). И для тех рыб устроили кинопоказ в режиме нон-стоп работающих двух мониторов. При чём тут свет и тень, убей Бог, не понимаю, но идея сама по себе прикольная, исполнение мастерское и вообще... нескучно.
Что касается конкретного обыгрывания светотени, то тут отличились молодые практикующие архитекторы из «КромбиТТраксорм»: они вырезали из бумаги фигурки, прикрепили их перпендикулярно к плоскости стены и снизу подсвечивали мощными прожекторами. Получилось очень зрелищно, в стиле «Тень, знай своё место».
Что бесконечно привлекает в молодёжном искусстве, так это его пристрастие к трём «НЕ»: незакомплексованности, «незашоренности» и независимости от академических рамок и признанных канонов. При этом у всех этих фонтанирующих идеями ребят за плечами хорошая академическая школа, большинство из них имеют дипломы нашего Ярославского художественного училища или архитектурного факультета технического университета, и это является гарантом того, что вволю наэкспериментировавшись, они скажут новое, свежее слово в современном визуальном искусстве Ярославля.