Насте 13 лет, она учится в 8-м «А» классе пошехонской школы № 1 и три года занимается в анимационной студии «Осьминожка» в центре детского творчества «Эдельвейс». Она – лауреат всероссийского конкурса юных кинематографистов «Десятая муза» в жанре научно-популярного кино. И вот опять её анимационный фильм в пластилиновой технике «Потерянный мир» не оставил равнодушным жюри.
«Времени на его создание было мало – всего три дня, – говорит Настя. – Я лепила с утра до позднего вечера, потом анимировала, снимала... По-моему, я достигла цели: сумела донести до людей истину. Очень сложно передать печаль средствами мультипликации – в изображении трагедии мне помогли стихи и музыка. Мне понравилось, что руководителем была мама: с ней можно поспорить и отстоять свою точку зрения. Конечно, говорили, что это мама всё за меня сделала. Сначала я переживала, а потом перестала: я-то знаю, что сама. Когда я поняла, что моя работа нравится зрителям, я решила связать свою жизнь с мультипликацией. Хочу создавать новые фильмы и учиться премудростям анимации».
«Потерянный мир» – лента серьёзная. Настя не побоялась трагического сюжета о затоплении Мологи водохранилищем. Она живёт на его берегу. Известная история, рассказанная ребёнком, ощущается иначе. Так что Настя может не волноваться: обыватели пусть говорят что хотят о маминой руке, а специалисты сразу понимают, что работа – детская. В кадре – колокольня и два домика из пластилина. На завалинке сидят старик и старушка. Вокруг – сады, животные и дети. Голос за кадром говорит о городке, который покинули люди. Но не все. Некоторые решили остаться: старик и старушка заходят в дом, падают листья с деревьев, увядают цветы. Под печальную музыку Эннио Морриконе картинка (все фигурки помещены в аквариум) заполняется водой. Последний кадр – над морем крест поглощённой им церкви. На этом фоне – цитата из документов НКВД: приковали себя к домам и были затоплены 294 жителя, отказавшиеся покинуть Мологу. Этому фильму зрители никогда не начинают аплодировать сразу. Финал встречают минутой молчания, замирают и смахивают слёзы. А затем то тут, то там раздаются хлопки – и уже потом зал выражает свои чувства к погибшей Мологе и к юным авторам фильма.
Любовь Анатольевна Бородулина, заместитель директора ЦДТ и руководитель студии «Осьминожка», видит успех фильма «в его пронзительности и боли, которую удалось передать автору по-детски наивно и просто. Признание жюри – дань памяти трагическому прошлому в истории страны. А для ребёнка – важный этап в развитии его самовыражения, самореализации. Кроме того – показатель серьёзного отношения общества к мультипликации как части искусства».
Дипломы и призы по регламенту Национальной детской премии вручат не только детям, но и родителям, и наставникам, поддерживающим их в духовном развитии. Эта акция задумывалась широко. Образовался Институт национальной детской премии, заявленный как «общественная программа, призванная активизировать формирование общественной позиции России в сфере детства, создать сообщество детей – лауреатов премии, экспертов и организаций-партнеров, показать стране весь диапазон талантов...» В комиссии одной только номинации «Картина» – Евразийская академия телевидения и радио, всероссийский открытый форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» и ещё всякие международные... А общественных и организационных партнёров у премии – несколько десятков: фонды, ассоциации, лиги. Но экономический кризис значительно сократил широту их замыслов. Планировали пригласить в Москву лауреатов, показать по телевидению и т. п. Но теперь средств хватает лишь на дипломы, премии и каталоги, которые разошлют на места. И это тоже – событие, способствующее формированию у подрастающего поколения трезвых воззрений на роль искусства, творца и детей в современной России.