ставка Дега – это большая честь, тем более, что работы, представленные в данной экспозиции, совершенно неизвестны в России, – поделилась с нами куратор выставки искусствовед Татьяна Лебедева. – Дега был непубличным и противоречивым человеком, он хотел быть знаменитым и неизвестным одновременно. В рамках этого проекта у зрителя как раз и будет редчайшая возможность познакомиться с неизвестными работами знаменитого Дега.
Дега-гравёр и Дега-иллюстратор действительно практически неизвестен. Свои монотипии он показывал лишь тем, кому доверял – коллекционеру Воллару, писателю Людовику Галеви, собратьям по цеху художникам Писарро, Гогену, Тулуз-Лотреку. Возможно, такая скрытность объясняется в какой-то степени тематикой композиций – на графических листах перед нами предстают бордели и кафешантаны Монмартра с их фривольным бытом. Наверное, поэтому, заботясь о репутации художника, его брат, разбирая бумаги в мастерской после смерти Дега, большую часть листов уничтожил. Сохранившиеся попали в частные коллекции.
В экспозиции, развёрнутой в эти дни в Губернаторском доме, представлены две серии гравюр, которые были использованы в качестве иллюстраций к двум роскошным изданиям – «Разговоры гетер» Лукиана и «Семья Кардиналь» Людовика Галеви. Оба издания были осуществлены в 1930-е годы, почти двадцать лет спустя после смерти Дега.
Коллекционер Юрий Петухов признался, что ему было трудно решиться на приобретение первых графических листов, но «Дега сам «подтолкнул» меня к этому». Сначала Юрий Михайлович приобрёл десять графических листов к одному изданию и пятнадцать – к другому. Потом втянулся, зачастил в Париж на аукционы, где, практически не зная французского языка, каждый раз умудрялся приобретать новый экземпляр для своей коллекции.
– Я и коллекционером-то стал случайно, – откровенно сказал Юрий Михайлович, – долгие годы я работал галеристом и, помогая другим в комплектации их коллекций, постоянно уговаривал коллекционеров обратить внимание на искусство Западной Европы. Их не уговорил, а вот себя, как видите, уговорил, а теперь, как азартный Парамоша, никак не могу остановиться.
Недавно Юрию Михайловичу посчастливилось приобрести часть фотоархива агентства Франс-Пресс – репортажные чёрно-белые снимки, удивительно точно передающие атмосферу жизни Парижа 30-х годов прошлого века. Эти кадры более чем удачно дополнили чёрно-белую графику Дега.
По образованию Юрий Петухов – художник, раньше, пока на это было время, писал в стиле «гуманистического примитивизма» (это когда за внешне простыми картинками скрывается глубокий смысл). Был весьма удачлив, его работы хранятся в музеях и частных коллекциях почти двух десятков стран мира, «но потом галерист во мне перетянул художника, а теперь вот коллекционер перетягивает галериста».
С Ярославским художественным музеем Юрия Михайловича связывает многолетняя дружба: в ту бытность, когда он руководил галереей «Ковчег», он вместе с ярославскими музейщиками немало сотрудничал, организовывая совместные выставки. Даже выставку «В пространстве полусвета» он изначально предложил для экспонирования в Ярославском художественном музее, но поскольку Губернаторский дом «переживал» в те дни капитальный ремонт, первая встреча с российским зрителем у Дега состоялась в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Выставка имела успех. Практически тут же к коллекционеру стали поступать предложения о приобретении у него этой коллекции.
– Насколько в данном случае корректен вопрос о деньгах?
– Речь шла о 250 тысяч евро, но уже поздно: Дега меня «не отпускает».
Есть у столичного коллекционера и ярославских музейщиков и планы на будущее: графическими листами Дега коллекция Юрия Петухова, к счастью, не ограничивается, и ему есть чем нас ещё удивить.