По словам театроведа Маргариты Ваняшовой, «вся история театра связана с именем Горького. Крупнейшие режиссёры, приходя в Волковский театр, непременно ставили Горького: Иван Ростовцев и Пётр Васильев, Фирс Шишигин и Владимир Кузьмин. Это были поистине легендарные постановки – «На дне», «Мещане», «Егор Булычов и другие», «Дети солнца», «Васса Железнова», «Варвары», «Фальшивая монета». Теперь ярославские поклонники Мельпомены смогут познакомиться с произведением, крайне редко появляющимся на подмостках – «Трое».
Примечательно, что инсценировку режиссёр Владимир Портнов написал сам, сам же предложил именно это произведение для постановки на ярославской сцене. К работе над спектаклем он привлёк художника Виктора Шилькрота и композитора Ави Беньямина, с которыми ранее в течение нескольких лет работал в израильском театре «Гешер». (Кстати, сам Владимир Михайлович на тех подмостках выступал в актёрском амплуа, на его счету – около ста сыгранных ролей в театре, более трёх десятков кино- и телеролей).
В беседе, состоявшейся накануне премьеры, Владимир Михайлович признался, что «находит много любопытного в том, как его идея воплощается именно на ярославской сцене». Он вообще по своей человеческой сути и режиссёрской природе экспериментатор, каких поискать. К примеру, вдребезги разбил моё недоумённое замечание о мрачности и безысходности драматической повести Горького, взятой им в работу: дескать, что привлекло его в этом материале?
– В нашем спектакле есть ТРОЕ! – горячо возразил мне Портнов. – Есть три товарища, и у каждого выстраивается своя линия жизни. Один – Илья Лунёв (Николай Шрайбер) хочет для себя сытой, спокойной жизни, разбогатеть любой ценой, свой шанс не упустить. Другой – мечтатель, мистик, страстный книжник Яков Филимонов (Виталий Даушев), третий – порывистый, искренний юноша Павел Грачёв (Сергей Карпов). «Трое» – это сегодняшняя история нынешних молодых, каждый из которых сам для себя решает грандиозные проблемы жизни и смерти, любви и бытия.
У каждого из героев, которых режиссёр вслед за Достоевским именует «русскими мальчиками в трактире», есть любимая девушка. Все они – с очень непростыми судьбами (а кто из персонажей Горького прост?), и, вероятно, отношение зрителя к ним будет весьма неоднозначным. И Липа (Александра Чилин-Гири), и Вера (студентка театрального института Жанна Стремянова) – девушки из борделя, а Машу (Наталья Мацюк) продают богатому извергу-вдовцу. И всё же автор инсценировки находит возможность говорить в своей постановке не только о мерзости проституции как явления, но и жестокости и доброте борделя. Другой вопрос – насколько это будет услышано.
Несмотря на то, что жанр новой постановки уже «прописан» в афише как «драматическая история в 2-х частях», Владимир Портнов склонен считать своё детище если не лирическим детективом, то лирико-драматической историей как минимум.
– Главная моя мысль – «осторожно: человек!», человек, которого надо увидеть, понять и принять в его сомнениях и противоречиях. Мы полны стереотипов – раз Горький, значит «про идею». В данном случае это не так. Для меня в этом произведении много юмора, и я надеюсь, что зритель тоже не раз улыбнётся, следя за развитием сюжета. Люди хотят видеть тех, кем они хотели бы быть и кем они быть в реальности не могут. Мы можем материализовать эти мечты. И хоть я не люблю этих слов – сверхзадача, идея и прочее – я надеюсь, что они увидят что-то в себе и захотят это что-то изменить.
Лично для себя (спектакль ли тому поспособствовал или нет – не скажу, да и мой собеседник в том сомневается) Владимир Михайлович крайне оригинально ответил на самый головоломный вопрос в русской литературе – «кто виноват?»
– Мы сами – причины всех бед и недоразумений, случающихся с нами. Самый продуктивный путь – искать причину в себе.
О вине и ответственности человека за свои поступки и в проекции этих рассуждений о смысле жизни вообще мы с режиссёром спектакля заговорили не случайно: один из троих главных действующих лиц Илья Лунёв, мечтавший о чистой и светлой жизни, тем не менее не упускает свой шанс разбогатеть и решается на убийство. Но к собственному пониманию счастья, несмотря на этот страшный поступок, он не приближается и, понимая тщетность усилий, в финале вершит суд над самим собой.
– Моя идея предельно проста, – говорит Владимир Портнов, – много лет назад в «Литературной газете» я увидел такой рисунок. По подземной реке Стикс движется лодка Харона. Перевозчик видит ожидающего его на берегу человека. Тот, говоря сегодняшним языком, упакован «от и до». Харон говорит ему только одну фразу: «С вещами не берём!». И я повторяю то же: ТУДА с вещами не уходят. А значит, есть шанс одуматься?!
Спектакль «Трое» получился непростой, но не оставляющий равнодушным. И хоть Владимир Портнов не отступает от своего творческого кредо – каждый спектакль ставить о взаимоотношениях мужчины и женщины – лирическое начало на фоне убийства и самоубийства в моём зрительском восприятии как-то неумолимо отступает на второй план. Возможно, кто-то рассудит иначе.
– Настоящим автором спектакля в конечном счёте является зритель. Хорошо, если постановка станет для ярославских зрителей поводом поговорить о наболевшем в нашей жизни. Ведь драма всегда помогает высказаться, а русская классика – исключительно.