Года два назад срыли экскаватором обнажения «волжского яруса» юрского периода в развитии земли, «века динозавров», у Сельца-Воскресенского на той же Черёмухе – в охранной зоне другого официально утверждённого геологического памятника природы. Там продолжают брать песок для строительных нужд, карьер давно превращён в мусорную свалку.
На протяжении почти десяти километров от Глебова, памятника, известного мировой науке со времён Ломоносова (там было найдено два десятка видов ископаемых животных), часть берега скуплена под новую застройку. На этом фоне последняя новость, которую нам сообщили на естественно-географическом факультете Ярославского педуниверситета, выглядит просто сигналом бедствия: администрация Рыбинского района сняла охранные запреты с памятников природы местного значения – в Переборах, Дмитриевке, Конюшине, Иоде, Акулинском.
Последняя новость поступила в педуниверситет сразу и от рыбинских музейщиков, и из геологической секции городского детского турцентра.
– Что будем делать? – таким вопросом закончила свой полный тревоги телефонный звонок руководитель секции Татьяна Жукова.
Ведущий специалист отдела по охране окружающей среды администрации Рыбинского района Наталья Скороспелова в ответ на просьбу редакции «народную молву» подтвердить или опровергнуть вполне резонно сослалась на январское 2005 года (с изменениями года следующего) постановление администрации области «Об особо охраняемых природных территориях».
Обнажения «волжского яруса» на территории района, как объяснила наша собеседница, отнесены теперь к памятникам природы регионального значения и не ниже. Нетрудно догадаться, что из этого следует: забота об их сохранности больше не входит в круг полномочий органов местного самоуправления.
Час от часу не легче. Те двухметровой глубины браконьерские ямы у села Ивановского на речке Черёмухе – пожалуй, самый красноречивый довод в пользу того, что памятники природы не защитить из служебного кабинета в областном центре. Добавим от себя: без передачи «парка юрского периода» под ответственность юридических лиц на местах, видимо, не обойтись.
В один голос говорили о том учёные-палеонтологи доценты педуниверситета Владимир Баранов и Дмитрий Киселёв, авторы экспозиции одного из лучших в стране вузовских геологических музеев. По их убеждению, нужно искать разумный баланс интересов. Что можно против этого возразить? От повсе-дневных нужд местного сообщества, согласитесь, тоже не отмахнёшься. В тех местах – Волга, «врачующий простор», завидные места для санаторного отдыха и туризма. У рыбинцев в родных краях прав на эти общедоступные блага ведь никак не меньше, чем у кого бы то ни было.
При всём при том «волжский ярус» славен эталонными отложениями юры, знаменитые ярославские аммониты с винтообразными раковинами, собранные в коллекции музея педуниверситета, почти все родом оттуда, и эти богатства, по оценкам специалистов, далеко не исчерпаны.
У тех береговых откосов бывали учёные со всего света. В ходе совместной российско-британской экспедиции нынешнего полевого сезона в Глебово с участием наших самых авторитетных специалистов по юрской системе москвича Виктора Захарова и того же Киселёва брал пробы такой ас науки палеонтологии, как англичанин Билл Уимблдон.
Так что, как ни крути, а «волжский ярус» – это и российский национальный интерес. Прокомментировать проблему попросили мы председателя комитета по учёту и использованию природных ресурсов департамента АПК правительства области Владимира Степанова.
– Проблемы с охраной этого вида памятников природы, да, существуют, об этом не раз читал я и в вашей газете. Но слухи есть слухи. Отменять охранный статус памятников любого ранга, уверяю вас, никто не собирается, на то они и памятники. Во всяком случае мы никаких решений на сей счёт не принимали и принимать не намерены. Другое дело – как-то упорядочить использование памятников для науки, туризма, детского крае-ведения, причём исходя из сложившейся ситуации сделать это экологам надо как можно быстрее, – сказал Владимир Алексеевич.
А охранять нам, ясно же, есть что. К слову, готовится новое издание «Атласа геологических памятников природы Ярославской области». В предыдущем выпуске, составленном, напомним, учёными ЯГПУ при поддержке областной администрации, под эгидой РАН и двух министерств – природных ресурсов и образования, впервые описаны 22 официально утверждённых памятника, в том числе два – мирового значения («Тихвинское» в Рыбинском районе и «Крестовский карьер» в черте Ярославля) и шесть – федерального ранга.
Составители атласа рассчитывали, что это будет и учебное пособие для вузов, и руководство к действию для принятия управленческих решений – прежде всего по действенной охране «волжского яруса». Как видим, для кого-то из принимающих решения та книга так и остаётся ни к чему не обязывающей беллетристикой. «Парк юрского периода» продолжает осыпаться, зарастать кустами и «пьяным» лесом. Его по неведению вытаптывают туристы, вдали от глаз людских грабят браконьеры. Где-то верхняя кромка берега «волжского яруса» застроена коттеджами, берег перегорожен заборами дачных участков, к памятникам не подступиться – «Северный край» не раз писал об этом.
В атласе подробнейшим образом определены статус, степень сохранности, меры защиты для каждого из них. За пять лет на охранном поприще к лучшему не изменилось ничего. Ни один из памятников «волжского яруса» до сих пор даже не отмечен охранным указателем.