Экслибрис – это книжный знак, ярлык, указывающий на владельца книги. Он наклеивается на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки. Своим рождением экслибрисы обязаны книгопечатанию (если говорить о России, то это начало XVIII века). Почти целое столетие главенствовали так называемые суперэкслибрисы – оттиски на переплете или на корешке книги: их изготовление стоило очень дорого, поэтому с демократизацией книжного дела их вытеснил бумажный собрат. Экслибрисы гравируются на дереве, меди, линолеуме, изготавливаются литографским способом.
Специалисты выделяют в великом множестве книжных ярлыков несколько основных типов: во-первых, это распространенный в XVI – XVII веках гербовый экс-либрис, на котором, ясное дело, был изображен герб книговладельца. Вензелевый знак представляет собой орнамент, включающий инициалы хозяина книги. И наконец, сюжетный экслибрис, состоящий из архитектурных мотивов, фигур, эмблем и т. п., говорящих о вкусах и увлечениях владельца. Среди мастеров экслибриса были Дюрер, Матисс, Бенуа, Фаворский и многие другие художники.
Посетитель обо всем вышесказанном на выставке, посвященной экслибрису, ни за что не узнает. Очевидно, организаторы предположили, что уж подобные мелочи знает каждый гипотетический посетитель музея. Хотелось бы, конечно, чтобы так оно и было, но увы...
Пока я изучала миниатюры, в зал заглянули несколько молодых людей, до того пристально изучавших масштабную живопись основной экспозиции.
– Мелочевка какая-то, здесь и смотреть-то не на что, – бросил один из них, на чем и закончилось знакомство тех самых гипотетических посетителей с экслибрисом как таковым.
А задержись они в зале хоть на пару минут, то узнали бы, что в экспозиции представлен европейский экслибрис 1930 – 2000-х годов из собрания музея (всего ярославская коллекция экслибриса составляет более 26 тысяч произведений, из них 15 тысяч – европейская школа).
– Экслибрис – это особенное искусство, которое расположено в духовном пространст-ве человека и стремится быть рядом, контактировать с нами, – считает куратор выставки Нина Валерьевна Жаркова.
В экспозиции представлены работы ведущих мастеров Германии и Австрии начала прошлого века, а также миниатюры группы мастеров нового поколения из Чехии, Венгрии и Финляндии. Среди последних обращают на себя внимание изумительные виды Праги – замки и костелы Чехии работы Боуда Юри и сказочные персонажи финской художницы Ани Ханнинен.
Единственный ярославский график, отдающий предпочтение этой технике, – Денис Реутов. Художник представил на выставке несколько сюжетных экслибрисов, тяготеющих к религиозной тематике, и несколько представляющих типичные архитектурные русские мотивы – храмы и купола.
Устроители выставки пожелали привлечь внимание посетителей к искусству экслибриса как таковому, и в то же время они не захотели «обременять зрителя материалом, требующим сосредоточенности» (цитирую пресс-релиз). Либо я что-то не понимаю, либо это желание и метод мало совместимы друг с другом. То есть въедливый буквоед, пристально рассмотрев экслибрисы на выставке и основательно изучив дома энциклопедию, может, что-то и почерпнет для себя. Но основной зритель, я полагаю, «не станет себя обременять». К сожалению.