четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 13 ноября 2008

Звёзды и в сердце моём

нет фото

Новые команды даже на самых оживлённых перекрёстках отечественной культуры появляются, согласитесь, далеко не каждый день. Но именно такое событие произойдёт сегодня вечером в Ярославле. На сцене Собиновского зала филармонии дебютирует камерный ансамбль «Элегия» под руководством заслуженного работника культуры РФ валторниста Василия Чиркова – с премьерной программой русских романсов в исполнении солистки нашей филармонии, лауреата международных конкурсов имени Марии Каллас в Афинах и королевы Елизаветы в Бельгии, народной артистки России Веры Добролюбовой.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

В день генеральной репетиции с ней, воспитанницей Нижегородской консерватории, обладательницей красного диплома Академии государственной службы пообщались наши корреспонденты.

ВОТ ОНО КАКОЕ,

БРАТСТВО ЦЕХОВОЕ

На репетициях, где изо дня в день в поте лица своего они только тем и занимались, что убирали лишнее, свои управленческие умения и навыки Вера Геннадьевна, если и применяла, то этого мог не заметить даже и тот, с кем они со студенческих времён пуд соли вместе съели – её супруг, заслуженный гобой «Элегии» Сергей Добролюбов (на снимке).

В новом ансамбле все сами с усами, но если вдохновенного аранжировщика заносит, певица так прямо и скажет: не узнаю, мол, музыки. Правда, самолюбие партнёра, будучи человеком дружелюбным и компанейским, она непременно пощадит. Уважит музыкантов улыбкой: дескать, как весело с вами, не знаешь, то ли самой петь, то ли замолчать и слушать аккомпанемент как концертный номер.

Если же вспыхивали амбиции, что для служителей муз нормально, голосом воспитательницы детского сада, недовольной поведением малышовой группы, примадонна в тон соперникам подтянет: «Мальчики и девочки, давайте не ссориться». И пылкие речи быстренько стихали.

Собственные сомнения разрешала она как подобает высокому профессионалу. Просила кого-нибудь послушать себя из зала – чаще всего Сергея или тех, кто свободен, например, заместителя директора филармонии, опытного оркестранта Тагира Хайруллина, а то и ведущего концерта Льва Евилевича. Развёрнутых рецензий ни от кого не ждала. «Ну как?» – «Нормально» – достаточно было такого блиц-теста. Знаменитый тургеневский романс Абаза «Утро туманное» Добролюбова спела в двух разных аранжировках – лучший вариант выбирали все вместе.

А говорят, что в наше фискальное времечко нет больше в искусстве цехового братства. Когда накоротке обсудили мы неясную тему с руководителем «Элегии», Чирков как ни в чём не бывало только и сказал:

– Как же нет братства? А мы?

ВОЛОГЖАНИН

ИЗ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

О чём на репетициях почти не спорили – в каком ключе исполнять романсы Николая Зубова. По такому вопросу Вера Геннадьевна, наверное, на сегодняшний день – эксперт «номер один» в России. Ярославцы оценят эксклюзив первыми, став слушателями «концерта в концерте» – цикла романсов этого нашего загадочного соседа-вологжанина из Серебряного века.

Выходец из незнатного дворянского рода, сын губернского секретаря, он музыке не учился, играл на слух. Романсы и фортепьянные мадригалы сочинял наизусть, а записывали друзья и близкие. Сперва это были любительские дары знакомым дамам. Позже – сочинения для серьёзного вокала. Во времена молодых Шаляпина и Собинова романсы Николая Зубова пели в концертах и солисты императорских театров.

В 1899 году в жизни 32-летнего музыканта случился большой форс-мажор. Впервые услышав эстрадную диву Анастасию Вяльцеву, бедняга по маковку влюбился. «С той поры жизнь Зубова была подчинена охватившему его чувству», – так пишет биограф. До 1905 года все романсы, в том числе и самый знаменитый из них «Не уходи, побудь со мною», Зубов посвящал несравненной Анастасии. Когда красавица Вяльцева уехала на Дальний Восток к своему возлюбленному – гвардейскому офицеру Бискунскому, раненому на русско-японской войне, и позже вышла за него замуж, музыкант ответил на это лебединой песней – романсом «Я хотел бы тебя забыть». До сих пор никто не знает, что с ним случилось дальше.

Однажды Вера Добролюбова пела «Не уходи» в зале московского Дома учёных. После концерта подошла к ней незнакомая дама, поблагодарила за проникновенный вокал. Представившись дальней родственницей Николая Владимировича Зубова, деликатно предложила: не может ли она подарить певице ноты его романсов из семейного архива?

Вера Геннадьевна вспоминает, что сперва она даже растерялась от неожиданности, но отказываться, конечно, не стала. Когда наступил черёд обдумывать репертуар ярославского сольного концерта, открыла зубовскую папку, да так и ахнула: презент оказался ну просто царским – сорок сочинений, никем, видимо, не исполняемых.

Так начала складываться дебютная программа «Элегии». К Зубову добавила любимого Булахова, усилила отобранное не менее популярным Гурилёвым. Украсила цикл шедевром, что у всех на слуху «Утро туманное» и ещё одним – «Снился мне сад...» Б. Борисова, известного ещё меньше, чем Зубов.

– Вообще-то каждый романс, – такими словами сопроводила наша собеседница свой комментарий к «зубовскому блоку» сегодняшней программы, – для меня моноспектакль о любви и разлуке, изменах и верности. Интригу надо прожить, никого не изображая. Это должны быть твои настоящие чувства. Плюс «романтика романса» – что-то такое, о чём самое главное сказано одной-единственной строкой: «...Звёзды и в сердце моём».

ЖИТЬ НАДО ТАМ,

ГДЕ У ТЕБЯ ДОМ

Одной из самых важных дат из жизни собственной певица считает день, когда стала она солисткой Ярославской филармонии. Если и есть в таком неожиданном признании какой-то лёгкий пересол, то вполне для неё простительный. Когда-то после консерватории её пригласили в оперную труппу нового Ивановского музыкального театра. Та оперная труппа не состоялась, кто-то из певцов уехал, а Вера надолго осталась в «городе невест» без нормальной работы.

В Ярославскую филармонию звал её ещё главный дирижёр симфонического оркестра Имант Коциньш. В один из приездов ярославцев в Иваново Добролюбова спела пять романсов на стихи Ахматовой, Михаила Слонимского. Живой классик всё удивлялся, что молодая певица сумела подготовить цикл самостоятельно, без концертмейстера и при том не допустила в концерте ни одного вокального ляпа.

А главный дирижёр Вериным голосу и музыкальности отдал должное тогда словами, сказанными в газетном интервью: для этой певицы, говорил дирижёр, надо сделать всё, «что пожелает даже её пятка».Настойчиво звал её и маэстро Аннамамедов. Вопрос обсуждался у Добролюбовых на семейном совете. Резюме приняли такое: всем хорош Ярославль, да жить всё-таки лучше там, где у тебя дом, семья, дети.

У них на тихой Московской улице – свой дом, очаг, гнездо, но только не квартира. Подкопили с мужем на терем-теремок, стоил он большой нервотрёпки. Зато уж теперь они все вместе. Родители сибирячки Веры остались в Новокузнецке, мамой зовёт она любимую свекровь и сама уж постаралась быть хорошей снохой.

С ними и сын Алексей, ему двадцать пять лет, он дипломированный врач-невролог, его профиль – сон и сновидения. Раз такое дело, мы, конечно, не преминули поинтересоваться у Веры Геннадьевны, не довелось ли ей по-родственному обращаться к врачу за помощью.

– Стоит мне закрыть глаза, – не подпустила к деликатной теме ближе, – как я уже, представьте себе, сплю.

На предложения Ярославской филармонии ответила бы она гораздо раньше, если бы не тот крутой поворот в её жизни, о каком много разговоров было и в Ярославле. Добролюбовой предложили кресло начальника управления культуры администрации Ивановской области, и она не отказалась.

Как лирико-колоратурное сопрано во власть ходила, тут отдельный сюжет. О чём? Да всё о том же: как выводить провинциальную культуру из летаргической спячки.

Тем, кто принимает решения, задавала она неудобные вопросы, проводила их через советы, коллегии, законодательное собрание, а то и сама отвечала на них делом. Открыла после ремонта шесть «лежачих» музеев. Впервые в России заставила начать в фондах полные сверки всего, что стоит на учёте. Тогда ивановцы приняли первый в стране областной закон о музейном деле.

Здание театра оперетты, арендованное под казино, Добролюбова передала филармонии. В городе появилось два новых оркестра. Подняла из пепла фестиваль «Красная гвоздика». И это ещё не всё. Финансирование «духовной сферы» увеличилось вдвое. Был введён надтарифный фонд оплаты труда работников культуры, сверх того – доплаты артистам за звания. Причём сама она такой доплаты не получала из принципа, дабы не думали, что для себя старается.

Пошла на повышение – в замы главы области. Отслужила весь пятилетний губернаторский срок. Умудрилась и второй вузовский диплом получить, закончить Академию госслужбы по специальности «менеджер муниципального управления». Вспоминая об этом, нашла нужным сделать оговорку:

– Причём никто за меня никаких рефератов не писал.

ВРЕМЕНИ ДЛЯ ПЕЧАЛЕЙ НЕ ОСТАЁТСЯ

Она и грядки на огороде под овощи копает сама. Руки, мы заметили, у неё, как актрисе полагается, ухоженные, но без сверхмодных маникюров, безумной длины ногтей, чтобы лопату держать не мешали. Выращивает мяту, мелиссу, сушит их к чаю. Недавно посадила иргу. Любопытно ей посмотреть, приживётся ли теплолюбивый медонос, богатый витаминами.

Жизнь есть жизнь. Поделилась Вера Геннадьевна и домашними горестями. Умер у них чёрный терьер Арна. Воспитывали её с двухнедельного возраста. За четырнадцать лет членом семьи стала. В любую погоду брали её в дальние прогулки. Если Сергей уйдёт вперёд, умница Арна обязательно пойдёт рядом с Верой – слабого защищать надо.

Слава богу, времени для печалей почти не остаётся. Книг по менеджменту на Верином столе всегда целая стопка. А для души прочла «Дневники» Святослава Рихтера. Каждый день как на вахту заступает – садится к инструменту распеваться. Перед ярославским концертом форму держит. Не теряет и связей с Москвой. С Владиславом Пьявко записали под оркестр Гостелерадио на компакт-диск оперу Пуччини «Манон Леско».

А пока же всё по боку, грядёт премьера в Собиновском зале. Вместо расхожего «ни пуха ни пера» мысленно пожелали певице: да поможет ей Богородица Семистрельная. Когда мы, не очень рассчитывая на удачу, спросили её, не о ней ли сказано: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», ей и в голову не пришло отшучиваться-отнекиваться, как поступили бы на её месте многие.

Но не такова однофамилица великого революционного демократа, как известно, младшего современника и соратника автора приведённых бессмертных строк. Оказывается, она-то всегда принимала их на свой счёт. Если человек в беде, и ему нужна помощь – да, и остановит, и войдёт. А чтобы кони вели себя посмирней и не горели бы избы, Вера Добролюбова будет, как всегда, просить о том небесную заступницу.

Никогда не расстаётся сибирячка с доставшейся от предков иконы. На образке от чела Богородицы, словно грозовые иск-ры, отлетают золотые стрелы. Они – от семи земных невзгод. Оттого у Вериной покровительницы имя такое редкое – Семистрельная.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Что там, под старой башней?Начинаются реставрационные работы под Богородицкой башней Спасского монастыря. Комментируя это событие,
  • Триста лет и одна зима Впервые за более чем 300-летнюю историю храма Иоанна Предтечи он открылся зимой. Правда, не для всех
  • Свет и воздух Диффинэ-Кристи Ученица Сергея Герасимова, яркая представительница московской школы живописи, Диффинэ-Кристи сформировалась