Несмотря на то, что экспозиция «из раньшего времени» привольно расположилась в трёх залах (а это весьма солидные площади), выставлена далеко не вся музейная коллекция советского периода. Последний раз в максимально полном объёме она экспонировалась в 80-х годах, а уйдя «на заслуженный отдых», более двух десятилетий томилась в запасниках в ожидании встречи со своим неравнодушным зрителем. Дождалась. Пока подготовлена к демонстрации выставка – это более гибкая форма общения со зрителем посредством искусства, но музейщики всерьёз задумываются о включении советского периода в постоянную музейную экспозицию, обрывающуюся на сегодняшний день на произведениях русского авангарда 20-х годов ХХ столетия. Актуальность этого решения, что называется, налицо.
Показателен тот факт, что ярославские музейщики идут в этом вопросе ноздря в ноздрю со столичными знатоками музейного дела. К примеру, в минувшие праздничные дни в выставочных залах Центрального дома художника, что на Крымском валу, в залах, специализирующихся на антиквариате (!) открылась экспозиция произведений... искусства советского периода. Представленные произведения пользуются таким спросом, что буквально на моих глазах полотно художника далеко не первого эшелона ушло за миленькую сумму в 510 тысяч рублей. Кто понимает, тот оценит.
Примечательно, что по сей день сохранились буклеты той, давешней ярославской выставки советского искусства, и именно их, с небольшим информационным вкладышем о современной экспозиции, презентовали первым зрителям выставки в качестве памятного сувенира. Под строго академическим названием выставки тридцатилетней давности «Советское искусство: живопись, скульптура, графика» сегодняшние креативные мыслители музея «шлёпнули» чернильный штамп «Перезагрузка. Выставка «Советская сюита». Развитие креативного мышления современных устроителей выставки на этом милом хулиганстве не заканчивается: подобран потрясающий аутентичный той эпохе аудио-ряд, представляющий некий микс популярных мелодий советской эстрады и исторических новостных блоков; по субботам в «декорациях» живописи будут демонстрироваться любимые миллионами зрителей художественные фильмы советского времени – «Кубанские казаки», Свинарка и пастух», «Судьба барабанщика»…
Поверьте, совершенно непередаваемое ощущение: рассматриваешь корпулентные фигуры каменщиц в скульптурной композиции Любови Ряховой «На стройке» и слушаешь радиопередачу о планах развития промышленности на какую-то там пятилетку. Точно попадаешь в некий портал, который в одночасье переносит кого-то в далёкое прошлое (ведь выросло уже два поколения музейных зрителей, не представляющих, что такое соцреализм в искусстве!), а кого-то – и в годы собственной юности.
Очень симпатичным мне показалось и такое неприметное с виду обстоятельство: куратором выставки и автором её концепции выступила Людмила Битколова, которая курировала ту вышеупомянутую выставку советской живописи тридцать лет назад. Такая вот неизменная преданность теме. Тогда, на заре 80-х, Людмила Яновна говорила, что «коллекция советского искусства в Ярославском художественном музее постоянно пополняется и развивается, уже сейчас представляя собой одно из самых крупнейших и интересных собраний страны».
Открывая выставку советского искусства сегодня, Людмила Битколова призналась, что, возможно, «живописный рассказ о тех годах получился субъективным, представляя наш сегодняшний взгляд на недавнее наше прошлое».
– Мы поставили перед собой две задачи. С одной стороны, этой выставкой мы хотели показать то, что долгие годы было забыто и скрывалось в запасниках, а с другой – нам интересно было проверить, насколько творчество этого периода интересно современным зрителям.
Как поётся в известной песне, «я вам не скажу за всю Одессу», но мне этот взгляд в прошлое своей страны показался очень симпатичным и ностальгически светлым. За основу экспозиции взят не советский человек-патриот и строитель коммунизма, а человек как он есть – в быту, в буднях и праздниках, в радостях и печалях. Концептуально на выставке можно выделить три больших раздела: образы, поэтика и музыка городской жизни; деревенские мотивы и тема художественного творчества, преображение действительности средствами искусства так, как понимали это художники, сложившие «советскую сюиту».
Впервые творчество ярославских мастеров разных лет не выделено особняком, но включено в общее полотно повествования. И этот режиссёрский ход устроителей выставки отлично демонстрирует, что по уровню мастерства именитые ярославские живописцы Александр Шиндыков, Виктор Непостаев, Геннадий Дарьин, Галина Огарева-Дарьина, Пётр Крохоняткин, Ариадна Соколова и другие ничуть не уступают своим именитым столичным собратьям по палитре.
Лейтмотив этой удивительно доброй и по-настоящему профессиональной выставки (вот уж не скажешь, что данное искусство не прошло испытание временем!) поразительно созвучен только что отмеченному всей страной празднику народного единства.
– В советский период истории люди не только боялись и страдали, не только воевали и томились в репрессиях, но и любили, строили, мечтали, творили добро и красоту. Эмоциональная память народа хранит в себе и светлые переживания своего прошлого. К этим чувствам в первую очередь обращена данная выставка, – говорит искусствовед Людмила Битколова. – Цель придуманной и построенной нами экспозиции – способствовать взаимопониманию между поколениями современников, знанию и уважению своей истории, содействовать единению и согласию в современном обществе.