...Встрече с новыми полотнами Андрея Аранышева (несмотря на то, что плодотворный художник балует зрителей почти ежегодными персональными выставками, он настолько непредсказуем, что каждая новая экспозиция напрочь переворачивает представление об Аранышеве вчерашнем и с ним приходится знакомиться заново) предшествовала забавная интермедия.
Одна из страстных почитательниц творчества Андрея Львовича долго умоляла сотрудников выставочного зала разрешить ей сфотографировать творения любимого автора (что в принципе не принято). Ей разрешили.
– Ах! – восторженно воскликнула она. – Почему у вас нет репродукций с картин великого художника? Или хотя бы буклетов...
Репродукции были да разошлись уже в день вернисажа, ответили ей, а буклеты – вот они.
– Ох! – не слушая ответных реплик, сожалела зрительница. – Почему не продаются сами работы?! Хотя я понимаю, живопись такого масштаба поистине бесценна.
Да отчего же, возражали ей, все нынче продается и покупается. Вот и прайс, извольте ознакомиться.
– Да вы с ума сошли! – возмутилась поклонница, сменив восторженное сопрано на сварливый альт. – Цены-то у вас здесь указаны просто поднебесные.
– Так вы же сами только что говорили, что творчество Аранышева бесценно, – точно оправдывалась смотрительница зала.
– Да, бесценно, но не настолько же.
Повеселившись над этой сценой, я заглянула в книгу отзывов.
«Умом Андрея не понять. Душою – да! Ухожу с выставки в обновленном состоянии...», «Пронзительная мудрость с налетом печали поражает своей глубиной. Философ! Талантище!» И наконец, просто и без всяких там словесных завитушек: «Андрей, ты – великий русский художник».
Фотограф нашей газеты Вячеслав Юрасов, который, как выяснилось, учился с автором выставки в Ярославском университете на одном факультете биологии и психологии (к слову, в годы ученичества нынешнему юбиляру педагоги не раз вменяли в вину категорический отказ препарировать лягушек, но это – строго между нами), взглянув на картины, произнес: «Вот вам и классик, увенчанный лаврами при жизни».
Пытаться разложить живопись Андрея Аранышева на составляющие – дело безнадежное. Хотя матерый искусствовед наверняка отыщет и перекличку с импрессионистами в цветовой палитре и обнаружит на многочисленных портретах тень от длинношеих силуэтов итальянца Модильяни...
Герои, населяющие фантастический мир, придуманный художником Андреем Аранышевым, на первый взгляд абсолютно реальны: они трудятся в поте лица своего («Человек с лопатой»), влюбляются и женятся («Невеста с цветами»), куда-то спешат по неотложным делам («Прохожая под зонтом») и вредят своему здоровью, несмотря на строгое предупреждение Минздрава («Прикуривающий»)... Герои, повторюсь, реальны, но надежда столкнуться с ними нос к носу на перекрестке напрасна. Они населяют параллельную реальность, и лишь редкому посвященному удается подсмотреть в щелочку между мирами за той, столь похожей на нашу, но все же отличной от нее жизнью. Андрей Аранышев и есть тот самый посвященный. Лучше всего о сути своей живописи сказал он сам:
Какой-то старинной и странной
Конструкции кинопроектор
Жует безвозвратно застрявших в начале
Первым кадром всех снов и сюжетов
Черно-белых Адама и Еву,
И цветными обрывками ленты
Играют влюбленные дети...
Добавьте к этим строкам мощнейший магнетизм и харизматичность полотен, средиземноморскую сочность цветовой палитры и неосознанную детскую тягу каждого из нас хоть на мгновение заглянуть в Зазеркалье (ах, Алиса, Алиса, но почему так повезло именно тебе? Другие – ничем не хуже...), и вы получите по крайней мере три мотива, на основании которых поклонники вознесли Андрея Аранышева на столь высокий пьедестал.