Всю эту отнюдь не ласкающую слух, хотя и вполне научную социологию не по бумажке развернул перед нами в интервью для «Северного края» не депутат Госдумы и не политолог, а оперный певец – солист Большого театра, народный артист России Владимир Маторин (на снимке), один из инициаторов историко-музыкального фестиваля «Жемчужины России».
Начавшись неделю назад в столичном «Президент-отеле» и в соборе Новодевичьего монастыря, фестиваль в День народного единства завершался концертом Маторина на сцене Собиновского зала Ярославской филармонии. По праву президента благотворительного Фонда возрождения культуры и традиций малых городов России Владимир Анатольевич не стал дожидаться вопросов о том, как же развиваться городам, где нет крупных предприятий: восстановлением наследия участием в этом частного капитала, включением «истории с географией» в налогооблагаемую базу, поддержкой талантливых людей и перспективных творческих проектов.
Как «взбадривать» культуру провинции не на словах, а на деле и показал в ходе своего верхневолжского турне по маршруту Ростов – Углич – Тутаев – Ярославль сам Владимир Маторин. Широким жестом пригласил к сотрудничеству хоровую капеллу под управлением Владимира Контарева «Ярославия», ансамбль Владимира Агафонова «Золотые купола» и «Тренди-бренди» – тройку весёлых частушечников из Тутаева.
Всемирно знаменитый бас спел в Большом театре за тридцать лет около семи десятков партий, его сравнивают с Шаляпиным. Коренной москвич, воспитанник Гнесинки, профессор Российской театральной академии, он объехал весь белый свет.
На родине Собинова Владимир Маторин пел впервые и был в ударе. Его могучий бас сотрясал своды и проникал в души. Гость по-царски одарил своих слушателей программой православных песнопений, написанных для храма Рахманиновым, Павлом Чесноковым, ярославским священником, регентом и композитором Василием Зиновьевым. Во втором отделении артист напомнил слушателям, что такое настоящая удаль и отвага, пел и «Славное море, священный Байкал», и «Степь да степь кругом», и балладу на некрасовские стихи «Двенадцать разбойников», а на прощание с поистине богатырским куражом – «Вдоль по Питерской».
«Тутаевским ребятам» Маторин подыграл шуточной песней с притопами-прихлопами «Во деревне то было Ольховке». После концерта певец говорил про Тутаев:
– Знаю, что там во Дворце культуры не так давно был пожар. Красивому и светлому городу, в чьём историческом названии есть имена сразу трёх русских святых – Романа, Бориса и Глеба, безусловно, нужен большой универсальный зал. Проект, как я слышал, заказан и, кажется, даже оплачен, осталось продвинуть его в жизнь. Мы договорились с тутаевцами, что я дам у них два-три благотворительных концерта, чтобы часть сборов пошла в фонд строительства зала.
Партнёров по концерту, посвящённому Дню народного единства и празднику Казанской иконы Божией Матери, московский гость хвалил с истинно русской щедростью. Дамскую часть руководства филармонии от полноты душевной Владимир Анатольевич назвал «нежной», капеллу «Ярославия», с которой выступал и на открытии фестиваля в Новодевичьем монастыре, – «потрясающим хором», а про «Золотые купола» сказал:
– Считаю, что пора ансамблю Агафонова быть академическим.
Принимающая сторона в долгу не осталась. С благодарственным словом выступил владыка Кирилл. Заместитель мэра Ярославля Валерий Величко прямо на сцене Собиновского зала вручил инициатору историко-музыкального фестиваля почётную общественную награду – учреждённый ярославским землячеством в Москве исторический знак – «Крест с бриллиантами имени народных героев Минина и Пожарского».