30 октября в детской школе искусств № 3 имени Стомпелева отметили юбилей необычного отделения. 10 лет назад здесь открылось отделение искусствоведения. Это было впервые в России, когда детей учили не рисовать, петь, танцевать, а анализировать искусство. Им стали преподавать музееведение, устное народное творчество, декоративное и изобразительное искусство, историю искусств в расширенном объёме, риторику.
Инициатором этого дела была только пришедшая директор школы Ирина Семёнычева. Она в 1997 году предложила свою авторскую программу «С надеждой на возрождение». И через год среди ста семидесяти юных художников появились десять будущих критиков.Юные искусствоведы опередили своим появлением созданные позже факультеты мировой художественной культуры в педуниверситете и музееведения в ЯрГУ. Ирина Борисовна «принесла» с прежнего места работы – Дома пионеров – музей «Предметы старины», который она собирала долгие годы. В нём были самые разные коллекции вещей XVIII – XX веков – самовары, чайники, фарфор, часы, станки, весы, ножницы и многое другое.Директор школы приносила то, что доставалось ей в наследство от прабабушки, бабушки. Она была влюблена в старые вещи, реконструировала их вместе с учениками.Дети тоже стали приносить в школьный музей старинные вещи. Когда школьники выезжали на летнюю практику, то привозили из деревень всё новые и новые экспонаты. Так, например, гордостью музея являются предметы из редчайшей чёрной керамики, которую искусствоведы нашли в Ростове Великом.Постепенно искусствоведы больше стали походить именно на музееведов. И открывшееся три года спустя в Демидовском университете отделение музееведов показало схожесть изучаемых дисциплин. Семёнычева пыталась передавать детям любовь к старине, духовности, сохранению обычаев.– Музейный работник – это хранитель, – говорила Ирина Борисовна.Дети проводили праздники «Сентябрины», «Рябинка», «Рождество Христово», «Широкая Масленица» по правилам прошлых веков.Сейчас набор на отделение ведётся уже с девяти лет. Педагоги считают, что это очень удобно, поскольку в таком юном возрасте дети не всегда могут открыть в себе художника. А вызреть на искусствоведческом отделении четыре года и потом продолжить своё образование на художника – вполне реально. Благо, что в 12 лет начинать учиться рисовать ещё не поздно. И многие так и делали, заканчивая с красным дипломом оба отделения. Правда, потом подавали документы в разные вузы, не только по полученной в школе специальности.